Танк Т-10  фото 2

Танк Т-10 был принят на вооружение Советской армии в конце 1953 года. Корпус Т-10 имел сложную коробчатую форму с носовой частью в виде «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей.

Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным, для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, в форме корыта. В корме (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость его усиливалась также вваренными кронштейнами балансиров.

Советский тяжелый танк Т-10  фото 3

Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе Башня была литая, красивой обтекаемой формы с дифференцированной толщиной брони. Толщина ее достигала 250 мм в носовой части и 40 мм на крыше. Задняя часть башни вваривалась в крышу. В этой части располагался люк заряжающего и зенитный пулемет. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка.

Советский тяжелый танк Т-10 на испытаниях в Кубинке

В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения ТИП. Механизм поворота башни был электрический с ручным дублированием.

Советский тяжелый танк Т-10 фото 4

Основным орудием была 122-мм пушка Д-25ТА, длинной ствола 48 калибров Имелся спаренный с ней 12,7-мм пулеметом ДШК. Еще один пулемет ДШК был установлен на башне в качестве зенитного.

Советский тяжелый танк Т-10 проходит на парад

 

Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания и 1000 патронов.

Пушку оборудовали механизмом досылания. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2–27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15000 м.

Сердцем машины был 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12–5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см3 и максимальной мощностью 700 л. с. Восьмискоростная коробка передач и механизм поворота типа ЗК были объединены в одном блоке. Главного фрикциона не было. Двигатель В-12–5 относился к дизелям типа В-2.Его основная особенность в центробежном нагнетателе воздуха, позволившему увеличить мощность. Еще он оснащался системой двойного подвода масла к коленчатому валу и установкой маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.

Ведущие колеса располагались сзади имели 14 зацепов на съемном венце. С каждого борта располагались по 7 литых опорных катков и по 3 поддерживающих катка. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720 мм с шагом 160 мм. Электросеть 24-вольтовая, имелся генератор Г-74 мощностью 3000 Вт и четыре аккумуляторные батареи.

На модификации Т-10А установлена пушка Д-25ТС с эжектором, стабилизированная в вертикальной плоскости. Были установлены новые стабилизированный прицел ТПС-1 и дублирующий – ТУП, ночной прибор механика-водителя и гирополукомпас.

Т-10Б получили двухплоскостной стабилизатор и новый прицел.

Модернизированный танк Т-10 М на испытаниях в Кубинке

Тяжелый танк Т-10М на испытаниях в Кубинке

Т-10М выпускались с 1957 года с пушкой М-62-Т2, оснащенной эжектором и многокамерным целевым дульным тормозом. На этих машинах внедрили стабилизатор вооружения в двух плоскостях «Ливень», новый прицел и более мощный двигатель В-12-6 с турбонаддувом. Боевая масса этих танков достигла 51,5 т. Пулеметы были заменены на КПВТ 14,5 мм. Появились приборы ночного видения и противоатомная защита и аппаратура для постановки дымовых завес. По существу Т-10 М стал вершиной творения танкостроителей того времени. Практически все наработки были использованы в дальнейшем и стали де-факто стандартом для танков будущего.

Т-10 в танковом музее в Кубинке

Танк Т-10 в танковом музее в Кубинке.

На этих танках устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47–2 на четыре абонента.

По разным оценкам было выпущено от 6000 до 8000 танков Т10 всех модификаций

ТТХ ТАНКА Т-10

Боевая масса, т 50
Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперед 9715
Ширина 3518
Высота 2460
Клиренс 456
Броня, мм:
Лоб корпуса 120
Борт корпуса 80
Корма 50-60
Башня 250-40
Крыша 30/20
Днище 16
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,77
Скорость по шоссе, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 200
Подъем, град. 32
Высота стенки, м 0,8
Ширина рва, м 2,70
Глубина брода, м 1,50

 

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх