Фото советского броневика БА 10

Во время Великой Отечественной войны лучшим пушечным бронеавтомобилем по праву считался БА-10. Этому броневику довелось пройти через все бои в Великой Отечественной, а также через сражения с Японией в конце лета 1945 года.

В 1937 году группой конструкторов на Ижорском заводе, был разработан пушечный бронеавтомобиль БА-10, который явился преемником предыдущей модели этого класса броневиков БА-6М.
Серийный выпуск БА-10 начался в 1938 году и завершился в августе 1941 года.

Ба-10 бронеавтомобиль рисунок 1

Бронеавтомобиль БА-10 был выполнен по традиционной схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передавалось через карданный вал, расположенный под днищем. В основе нового броневика лежало шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Для повышения проходимости на задние колёса надевались цепные гусеницы типа «Оверолл». Ступицы передних колес и фары защитили бронеколпаками.

Железнодорожный вариант броневика БА 10

Железнодорожный вариант БА-10ЖД

Башня бронеавтомобиля имела такую же коническую форму, как и его предшественник БА-6М, с круговым бронированием в 10 мм, и крыша башни — 6 мм.
В пушечном бронеавтомобиле БА-10 использовались колеса с пулестойкими шинами ГК размером 6,50-20.
Для преодоления сложных препятствий на кузове броневика, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса.
Благодаря этим колесам БА-10 не проседал на днище, легко преодолевал любые окопы, рвы и насыпи.
В конической башне разместили усовершенствованную 45-мм танковую пушку 20К с боекомплектом 49 выстрелов и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ДТ.
Наводка орудия осуществлялась с помощью телескопического танкового прицела ТОП и перископического — ПТ-1.
Для загрузки и выгрузки экипажа в броневик в бортах в средней части корпуса разместили прямоугольные двери с небольшими окнами для осмотра местности, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями, в боевых условиях они закрывались. Петли находились внутри.
Экипаж бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4-х человек: командира, механика-водителя, стрелка-радиста и наводчика.

Испытания БА 10 в Кубинке на полигоне

Испытание бронеавтомобиля БА-10 в Кубинке.
Зима 1938 г.

Связь между членами боевого состава осуществлялась через танковое переговорное устройство. БА-10 оборудовались радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 со штыревой антенной. Экранированное электрооборудование способствовало бесперебойной связи.

Броневики БА 10 в колонне фото

Колонна бронеавтомобилей БА-10

 

БА 10 фото 3

 Большое количество броневиков было потеряно Красной Армией при отступлении в начале Великой Отечественной войны из-за поломок или отсутствия горючего. Благодаря этому, они стали трофеями немецких войск. В Вермахте бронеавтомобили БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин, теми частями, которые их захватили. В качестве трофейного БА-10 также использовался в армиях Румынии и Финляндии.

Фото броневика БА 10 захваченного немцами

БА-10 на службе немцам фото

БА 10 захваченные немецкими войсками фото 3

Завершающим этапом для броневиков БА-10 стала советско-японская война 1945 года. На Дальнем Востоке оставалось небольшое количество бронеавтомобилей БА-10, которые успешно использовались против Японии.

По окончании боевых действий вся эта техника была подарена китайским коммунистам, которые применяли его против войск Чан-Кайши. Единичные экземпляры использовались даже во время войны в Корее.

Броневики БА 10 на службе в народно-освободительной армии Китая фото

Бронеавтомобиль БА-10 в Китайской армии

Технические характеристики:
•Вес — 5 100 кг;
•Длина — 4, 45 м;
•Ширина — 2,1 м;
•Высота — 2, 47м;
•Вместительность — до 4х человек;
•Мощность силового агрегата — 50 лошадиных сил;
•Скорость по шоссе (максимальная) — 53 км/ч;
•Движение без дозаправки — 260-300 км.
•Калибр и марка пушки: 45-мм обр. 1938 г. (20К)
•Тип пушки: нарезная
•Длина ствола, калибров: 46
•Боекомплект пушки: 49
•Прицелы: перископический ПТ-1, телескопический ТОП
•Пулемёты: 2 × 7,62-мм ДТ-29

Броневик Ба 10 в музее Шишкина фото

На сегодняшний день единственный в мире ходовой экземпляр БА-10А находится в коллекции «Военный ангар» Игоря Шишкина.

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх