Советская пулеметная танкетка Т-27

Т-27 – советская пулеметная танкетка 30-х – начала 40-х годов прошлого века. В названии буква «Т» обозначает слово «танкетка» или «танк», число «27» – тип разработанной машины по порядку. 

Уже в ходе первой мировой войны, помимо тяжелых танков, предназначенных для прорыва укрепленных полос, появилась потребность в более легких и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции уже в глубине обороны противника

СОДЕРЖАНИЕ:


История создания

Интерес руководства РККА к танкеткам проявился еще в конце 1919 года. Примерно с этого периода датированы первые неудачные попытки проектирования таких машин. В серьез этим вопросом занялись в средине 20-х годов, но несколько проектов, которые были предложены в этот период, не были приняты правительственными комиссиями.

В феврале 1930 года в Великобританию выехала делегация советских инженеров с целью ознакомления с передовыми технологиями и конструкторскими решениями в области танкостроения. Советские инженеры в ходе поездки ознакомились с британской танкеткой Carden-Loyd Mk. IV и закупили 20 ее единиц, лицензию на производство в СССР и техническую документацию. На руководство страны и РККА британская танкетка произвела впечатление, что стало причиной ее серийного производства.

 танкетка Карден-Ллойд - прородитель пулеметной танкетки Т-27

Танкетка Карден-Ллойд Модель VI (Carden-Loyd Mk.), состоящая на вооружении армии Великобритании

После внесения в конструкцию машины незначительных доработок, 3 ноября 1930 года был собран первый прототип танкетки, который после полигонных испытаний был отправлен на доработку. В начале января уже следующего года был собран образец, который Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА в августе под индексом «Т-27»

Боевое отделение т-27

Танкетка Карден-Ллойд Модель VI внутри

Серийный выпуск танкеток Т-27 начали в конце 1931 года на производственных площадях завода «Большевик», где было произведено 45 машин. После «Большевика» производство Т-27 было организовано заводом № 37 и автосборочным заводом № 1. Всего за время серийного выпуска из сборочных цехов заводов в общей сложности было произведено для нужд РККА 3295 единиц.

 

Советская танкетка Т-27 видео

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства машины не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

 

Бронезащита

Броневая защита была разработана по такому принципу, что защищала ее экипаж исключительно от пуль стрелкового оружия средних калибров и мелких осколков мин и снарядов.

Броня Т-27 изготавливалась путем болтовых и заклепочных соединений стальных листов гомогенной катаной брони между собой и крепления их на уголковый каркас. В поздние периоды производства в качестве способа соединения конструкционных деталей стали использовать сварку. Броневые листы, формировавшие корпус, рациональных углов наклона не имели, кроме ряда участков и верхних колпаков. Толщина броневого листа в основном составляла 10 миллиметров, за исключением колпаков лобовой части, которые имели толщину всего в 6 миллиметров.

 

Бойцы изучают танкетку Т-27

Бойцы Красной армии рассматривают легкий танк Т-27.
Ленинградский военный округ, ноябрь 1939 года. 

Компоновка

Танкетка Т-27 была скомпонована классически для такого типа машин без башни с большой плотностью удельного размещения узлов и агрегатов на единицу площади. Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, в средней части размещался двигатель, а в кормовой — экипаж танкетки, который состоял из 2 человек: командира, являющегося по совместительству пулеметчиком, и механика-водителя. Командир размещался в правой части корпуса, а механик-водитель – в левой.

Т-27 фото рядом с танком Т-18

Танкетка Т-27 и легкий танк Т-18 г.Орел 1932 г.

 

Вооружение

В качестве вооружения использовался 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, который устанавливался в передний щиток корпуса справой стороны. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в 40 магазинов. В более поздние периоды производства танкеток боекомплект уменьшили до 1764 патронов в 28 магазинах.

 

Двигатель и ходовая часть

В качестве силовой установки танкетки Т-27 использовался четырёхтактный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель Форд-АА (в советском варианте – ГАЗ-АА) с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 40 лошадиных сил, что позволяло танкетке развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 40 километров в час. Запас хода по шоссе составлял 110 км, а по пересеченной местности — 60 км. Боевая масса равнялась 2,7 т.

Ходовая часть т-27

Ходовая часть Т-27

Механическая трансмиссия состояла из:

  • однодискового сухого сцепления;
  • механической четырёхступенчатой коробки передач (при 4 передачах переднего хода и одной заднего);
  • механизма поворота, который обеспечивал поворот машины на месте;
  • дифференциала с тормозами колодочного типа;
  • двух бортовых редукторов.

Подвеска этой миниатюрной машины отнесена по классификации к блокированным полужёсткого типа. Она состояла из шести тележек со сдвоенными опорными катками. Основным упругим элементом конструкции подвески являлись рессоры из листовой стали. Гусеничный движитель танкетки включал в себя мелкозвенчатую цепь с цевочным зацеплением и открытым шарниром, два направляющих колеса заднего расположения, оснащенные кривошипным механизмом для натяжения гусениц, двенадцати опорных катков для наружной амортизации, два ведущих колеса с передним расположением и цевочным зацеплением, а так же две мелкозвенчатые гусеничные цепи, которые имели ширину трака в 150 миллиметров.

Опорные катки и гусеницы танкетки Т-27

Обрезиненные катки

 

Модификации

 

Т-27 огнеметная модификация

Огнеметная танкетка ОТ-27 (ХТ-27)
Вместо пулемёта устанавливался брандспойт огнемёта КС

 

Т-27 модификация тягаа и авиастартера

АС-Т-27 - авиастартер, тягач и средство патрулирования в условиях полевого аэродрома

 

Т-27 оборудованная для подводного вождения

Танкетка подводного хождения Т-27ПХ

 

Танкетка Т-27 на испытаниях в Кубинке

Испытания танкетки Т-27ПХ на глубине 0,5 м. НИАБТ полигон, 1934 г.

 

Т 27 подвешена на бомбардировщик

Танкетка Т-27 на подвеске ПД-Т под бомбардировщиком ТБ-1.
Чаще всего для транспортировки использовался бомбардировщик ТБ-3, поскольку у ТБ-1 возникал перегруз и приходилось снимать все лишнее. 

 

Т-27 тягач

Т-27 тягач. Приспособлена для буксировки орудий и грузов в РККА

 

Т27 минный заградитель

Минный заградитель МЗ-27 устанавливает мины

 

Боевое применение

Предполагалось, что эта железная кавалерия будет выполнять функции по поддержке пехоты и кавалерии в обороне и при наступательных действиях. Но на практике оказалось, что они лучше всего подходят для проведения разведывательно-дозорных операций, а также для использования в качестве мобильных транспортных средств.

В боевых условиях они впервые были применены в Средней Азии в начале 30-х годов в боевых действиях против басмачей. В ряде источников данное применения отмечено, как успешное.

Порядка ста танкеток Т-27 приняли участи в Зимней войне с Финляндией (1939-1940 года). В условиях отсутствия минных полей и неплотного огня танкетки достаточно хорошо себя зарекомендовали при проведении разведок и при несении службы по охранению стрелковых и танковых частей РККА.

Т-27 в войне с Финляндией

Танкетка Т-27 из состава 123-й стрелковой дивизии, подорвавшаяся на мине
в сражении под Терийоки (в наст. время Зеленогорск), 5 декабря 1939 года

На период вторжения Германии в СССР эти машины уже морально устарели и даже официально с 9 мая 1941 года были сняты с вооружения РККА. Но в подразделениях всех фронтов продолжали оставаться вплоть до конца 1941 года.

Большинство машин в первые дни войны были безвозвратно потеряны, но некоторые оставшиеся в строю танкетки использовались РККА в последний раз в битве за Москву, где выполняли функции тягачей артиллерии и разведывательно-дозорных машин.

Немецкие содаты на фоне подбитой танкетки Т-27

Солдаты немецкой армии фотографируются на фоне уничтоженной танкетки Т-27

Кроме РККА, захваченные трофейные танкетки, использовались Вермахтом, Румынией и Венгрией, но информации об их успешном применении в источниках нет. Так же по несколько экземпляров имели Турция и Монголия.

Т-27 в Монгольской армии

Т-27 в монгольской армии фото 2

Т-27 в Монгольской народно-революционной армии

Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня с установленным в ней вооружением, способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка.

 

ТТХ Т-27

Боевая масса, т 2,7
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 2600
Ширина, мм 1825
Высота, мм 1441
Броня, мм: 4-10
Лоб, борт и корма 10
Крыша 6
Днище 4
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,7
Скорость (по шоссе), км/ч 42
Запас хода (по шоссе), км 110
Подъем, град. 30
Ширина рва, м 1,2
Высота стенки, м 0,5
Глубина брода, м 0,5

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх