Фото танка Т-37А

Т-37А – советский малый плавающий танк (в некоторых источниках назывался танкеткой) периода 30-х – начала 40-х годов прошлого столетия. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», число «37» – тип разработанного танка по порядку, а буква «А» – его модификацию.

Иногда в советской литературе он именовался, как «Т-37», но это было ошибочно. Танк «Т-37» был разработан и выпущен малой партией, в дальнейшем выпускалась только модификация А.

СОДЕРЖАНИЕ:

Танк Т-37А отличался от Т-37 незначительным усилением броневой защиты, измененной компоновкой агрегатов и формой кормовой части. Для обеспечения плавучести танк был оснащен дополнительными поплавками, которые размещались на надгусеничных полках вдоль бортов корпуса. Плюс к этому машина имела несколько большие габариты и массу, изменилась конфигурация верхней части башни и подбашенной коробки. В конструкции применены автомобильные двигатель, сцепление (главный фрикцион), коробка передач, главная передача.

Т-37А

Плавающий танк т-37А

История создания

В начале 1931 года британской фирмой «Виккерс» были проведены испытания малого плавающего танка. Данное событие привлекло внимание Управления моторизации и механизации РККА, так как плавающий танк неплохо вписывался в тогдашнюю доктрину оснащения РККА и в будущем должен был заменить малый танк Т-27, который к этому периоду уже морально устарел.

В конструкторское бюро ленинградского завода «Большевик» советскими представителями в Великобритании была доставлена информация о плавающем танке «Виккерс, включая фотографии и техническое описание. На основании этой информации ленинградскими конструкторами была сначала разработана документация по танку Т-33, который не пошел в серию из-за своей сложности и дороговизны, а затем и Т-37А, который 11 августа 1932 года Постановлением Совета труда и обороны СССР был принят на вооружение Красной Армии даже без создания прототипа.

Главным конструктором будущего танка, который находился в то время на бумаге, назначался Н.Н. Козырев, а предприятием, на котором планировалось выпускать машины, – 2-й автомобильный завод ВАТО в Черкизове. Первые машины были выпущены уже в конце 1934 года, а в последующем танк был запущен в серию.

 

Компоновка

Малый плавающий танк Т-37А имел необычную для большинства танков РККА компоновку, но она большинством специалистов считается классической для плавающих танков того периода. Отделение управления располагалось в средней части корпуса танка и объединялось с моторным и боевым отделениями. Трансмиссионное отделение размещалось в носовой части корпуса. В корме корпуса находилось кормовое отделение с системами охлаждения, топливным баком и привод гребного винта, обеспечивающим движение по воде.

Т-37А вид на корму и гребной винт

Кормовое отделение с гребным винтом

Экипаж Т-37А состоял из двух человек: командира танка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в левой части корпуса в отделении управления. Командир танка располагался в башне, смещенной от продольной оси вправо, который в бою осуществлял наблюдение за местностью через приборы и вел огонь из башенного пулемета. Если танк оснащался радиостанцией, то командир выполнял еще и функции радиста.

t37a www38niii 0019

Смотровая щель механика-водителя в правом борту корпуса

Для посадки-высадки механик-водитель и командир имели свои люки, размещенные соответственно в корпусе танка и крыше башни, механик-водитель так же располагал смотровым люком в лобовой части корпуса.

Бронезащита

Броня танка Т-37А разрабатывалась по противопульному принципу. Его бронирование следует классифицировать, как лёгкое противопульное равнопрочное. Оно защищало танк и его экипаж только от основных винтовочных калибров, и было полностью бессильно перед попаданием в танк боеприпасов более крупного калибра и крупных осколков.

Бронекорпус малого плавающего танка имел достаточно простую коробчатую форму, который собирался из листов стали путем их склепывания и сваривания на общий каркас корпуса и между собой с использованием подкладных уголков. Для сборки бронекорпуса применялись цельно катаные листы из броневой стали толщиной 4 миллиметра для днища и крыши, а также толщиной 8 и 6 миллиметров – для формирования лобовой части корпуса, кормы и бортов соответственно.

Начиная с марта 1934 года, лобовая часть корпуса и лобовое возвышение рубки механика-водителя начали формировать из броневого листа толщиной в 10 миллиметров, что усилило противоосколочную защиту танка и его экипажа. Борта корпуса углов наклона к вертикали не имели, а лобовая и кормовая части, а так же лоб возвышающейся рубки механика-водителя были наклонены незначительно.

Лобовая часть танка Т-37а

Лобовая часть корпуса танка Т-37А

Башня танка собиралась также при помощи сварки и заклепочных соединений из броневых листов, их креплением на каркас и между собой. Толщина броневого листа, формировавшего крышу башни, достигала 4 миллиметров. Ее лоб, корма и борта формировались из цельного броневого листа, изогнутого в виде цилиндра, толщина которого не превышала 8 миллиметров. Башня имела нишу в лобовой части и была смещена в правую сторону относительно продольной оси корпуса. Ее установка производилась на шариковую опору крыши подбашенной коробки. Повороты башни осуществлялись вручную при помощи рукояток и делительного механизма. В лобовой части башни выполнялось отверстие под установку маски (толщина брони 8 миллиметров) пулемета.

Башня Т-37А с 20-мм  пушкой

Башня плавающего танка

 

t37a www38niii 0018

Башня танка Т-37А (вид сбоку)
Парк Патриот, Кубинка


Вооружение

В качестве основного и единственного вооружения этой машины использовался 7,62-миллиметровый танковый пулемет ДТ, разработанный в 1929 году. Он устанавливался в шаровую установку маски в лобовую часть башни. Качание шарового яблока позволяло наводить пулемет при стационарном положении башни в пределах 30 градусов в горизонтальной плоскости и в диапазоне от −20 до +30° в вертикальной. Боекомплект к пулемету включал в себя 2142 патронов, которые укладывались в 34 дисковых трехрядных магазина по 63 патрона в каждый. Магазины размещались в укладках по левому борту корпуса и бортов башни.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия, электрооборудование

Двигателем плавающего танка Т-37А был рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-АА с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность до 40 лошадиных сил. В качестве топлива для него использовался бензин второго октанового ряда, которое заливалось в бак, расположенный в кормовой части корпуса. Указанный двигатель позволял развивать скорость до 40 километров в час при движении по шоссе и до 6 километров в час на плаву.

Фото двигателя танка Т 37А

Карбюраторный двигатель ГАЗ-АА

Танк оснащался трансмиссией механического типа, в состав которой входили такие узлы и механизмы:

• главный однодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения;
• четырёхступенчатая механическая коробка передач (при четырех скоростях вперед и одной – назад);
• ступенчатый карданный вал;
• главная передача конического типа;
• тормоза механизмов поворота колодочного типа, располагавшиеся вне бронекорпуса танка;
• дифференциальный механизм поворота.

Ходовая часть включала в себя по четыре одиночных опорных катков, покрытых резиной, по три обрезиненных поддерживающих катка, обрезиненному ленивцу и одиночному ведущему колеса, выполненному в виде звёздочки. Опорные катки подвешивались сблокированные попарно по схеме «ножницы». При этом каждый опорный каток монтировался на одном конце балансира треугольной формы, а другой конец балансира укреплялся на шарнир непосредственно к корпусу танка, третий конец балансира сопрягался попарно пружиной со следующим балансиром тележки.

Т-37А - ходовая часть, опорные катки, гусеницы

Ходовая часть с четырьмя одиночными опорными катками, покрытыми резиной

Гусеница танка Т-37А по своему типу была двухгребневая при цевочном зацеплении при открытом шарнире. Каждая из двух гусениц танка собиралась из 86 литых стальных траков с развитыми грунтозацепами, имевших ширину в 200 миллиметров и шаг в 87 миллиметров. Траки изготовлялись с помощью литья из ковкого чугуна.

t37a www38niii 0020

Выхлопная труба на корме танка

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 6 В. Система зажигания батарейная. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или специального рычага механизма пуска

Т-37А подвешенный на бомбардировщике

Испытания подвески ТВД-2 НИИИ ВВС РККА на самолете ТБ-3.
Танк Т-37А, Медвежьи озера, октябрь 1936 г

 

Сброс на воду танка Т-37а

Cброс на воду танка Т-37А с самолета БТ-3
Медвежьи озера, 1936 г

 

 

Т-37А форсирует водную преграду, фото с учений

Т-37А форсирует водный барьер во время Больших Киевских маневров

 

Танк Т37А - подготовка к параду в Киеве

Танки Т-37А готовятся к параду по поводу окончания
Больших Киевских маневров, сентябрь 1935 г.

 

Танк Т-37а фото 2

Советский легкий танк т-37А

 

т-37 на учениях в Белоруссии

Т-37А на маневрах в Белоруссии 1935 г

Боевое применение

Эти танки впервые были применены в боевых действиях конфликта в районе реки Халхин-Гол. Тогда в распоряжении РККА их численность по информации различных источников колебалась от 15 до 25 машин. Какой-либо другой информации об их применении в этом конфликте нет. Известно, что танки зарекомендовали себя плохо, увязая в песчаных грунтах. Слабое бронирование и сравнительная тихоходность не позволяла с успехом использовать Т-37А при наступлении и в обороне. По некоторым источникам потери данных танков на данном театре военных действий составили 17 машин.

Аналогичным образом танки Т-37А зарекомендовали себе и в Польской кампании. В источниках отмечается, что, невзирая на слабое сопротивление польской армии, в боях за город Хелм было потеряно три машины.

Уничтоженный Т-37а

Подбитый Т-37А

В ходе Зимней войны с Финляндией Т-37А зарекомендовали себе с хорошей стороны только при проведении разведывательно-дозорных мероприятий и форсировании водных преград. Однако, при наличии у противника средств ПТО, танки Т-37А несли потери, как в материальной части, так и в экипажах.

Т37а уничтоженный во время финской войны

Уничтоженный Т-37А во время Советско-финской войны
Толваярви, Финляндия, 1939 г

 

Трофейный Т-37а на службе в Финской армии

Трофейный советский танк Т-37А
Хямеэнлинна, Финляндия

На начальном этапе Великой Отечественной войны большая часть этих легких бронированных машин, находящихся на вооружении всех прифронтовых округов, в следствии хаотичного отступления частей РККА, была безвозвратно потеряна.

Брошенный Танки Т-37 (1941 год)

Оставленные в Бресте во время отступления в 1941 г. танки Т-37A

Отдельные экземпляры Т-37А продолжали службу в частях и подразделениях вплоть до 1944 года и использовались в основном для охранения и разведки. Последнее боевое использование произошло в 1944 году в ходе операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Учитывая ход и развитие операции, есть основания говорить об этом использовании танков Т-37А, как успешном.

Танк Т-37а зима 1941 года Подмосковье

Командирский Т-37А в боях под Москвой, зима 1941

По своим тактико-техническим показателям танк Т-37А значительно превосходил танкетку Т-27, имевшую аналогичное предназначение, и зарекомендовал себя неприхотливым в эксплуатации. В дальнейшем его конструкция была усовершенствована, дифференциал заменили бортовыми фрикционами, упростили привод гребного винта.

ТТХ

Боевая масса, т 3,2
Экипаж, чел. 2
Длина, мм 3730
Ширина, мм 1940
Высота, мм 1840
Броня, мм: 4-8
Лоб, борт 8
Корма 6
Крыша и днище 4
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,55
Скорость (по шоссе), км/ч: 40
Скорость (на воде ), км/ч: до 6
Запас хода (по шоссе), км 230
Подъем, град. 35
Угол крена, град. 35
Ширина рва, м 1,4
Высота стенки, м 0,5

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх