ОБТ Leclerc разработан компанией GIAT Industries для замены ОБТ АМХ-30 В2. Разработка танка началась в 1983 г., в 1989 году завершено создание первых 6 опытных образцов.

Первый этап серийного производства завершен в 1991 г., в 1992 г. танки поступили на вооружение СВ Франции. До 2006 г. в ВС Франции было поставлено 406 танков "Леклерк", 52 из которых были изготовлены в варианте Block II + (или Block III).

Танк Леклерк (Leclerc) фото 1

"Леклерк" имеет традиционную компоновку. Водитель размещен в передней левой части корпуса. Справа от него размещены запасные 120-мм боеприпасы в барабанном магазине. Над головой водителя расположен люк, который открывается влево. Водитель имеет три дневных перископических прибора (центральный является дневным/ночным перископом TTD OB-60). Механик-водитель управляет машиной с помощью штурвала.

Наводчик танка "Леклерк" размещен справа в башне, командир – слева, оба имеют люки с цельной крышкой. У командира имеется восемь дневных перископов для кругового наблюдения. Наводчик также снабжен дневными перископами.

Танк Леклерк схема расположения узлов и агрегатов

 

ВООРУЖЕНИЕ:

Основное вооружение состоит из 120-мм (L-52 калибра), гладкоствольной пушки фирмы Gift, получившей обозначение CN 120-26 (или F1), которая имеет камору такого же размера, как камора 120-мм гладкоствольной пушки, установленной в танках "Леопард-2", М1А1 и М1А2.

Основным подрядчиком по вооружению и СУО является фирма EADS.

В нише башни установлен автомат заряжения, который содержит 22 выстрела первой очереди. Автомат заряжания может различать шесть разных типов боеприпасов, автоматически распознавать их. 120-мм пушка для перезаряжания автоматически устанавливается на угол возвышения равный 1,8 градуса. Автомат заряжания отделен от башни поперечной перегородкой. В крыше автомата установлены специальные вышибные панели. Пушка может также заряжаться наводчиком, использующим 18 выстрелов в барабанном магазине, размещенным справа от водителя.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКЕРИСТИКИ "Леклерк"

Год принятия на вооружение 1993
Боевая масса, т 56,5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперед / по корпусу / ширина по гусеницам (экранам) / высота по крыше башни, мм 9870 /6880 / 3300 (3710) / 2530
Клиренс, мм 500
Пушка: марка, / калибр, мм / тип / длина ствола, клб. 120 / CN-120-26 (F1) гладкоствольная / 52
Углы вертикальной наводки, град. -8…+15
Тип заряжания Автоматическое техн. скоростр. 10 в. Мин.
Боекомплект, выстр. 40 (22 - в А3)
Спаренный пулемет, калибр, мм 12,7
Зенитные пулеметы, количество - калибр, мм 1-7,62
Количество патронов, шт.: 7,62-мм / 12,7-мм 2000 / 950
Дымовой гранатомет, шт. 18 (2х9): 8 - дымовых, 6 - противопехотных, 4 - для создания ИК-ловушек
Информационно-управляющая система Есть
Интеграция с внешней системой управления боем Есть

Система управления огнем, состав Приборы наблюдения и прицеливания, СТВ, ЛД, цифровой электронный баллистический вычислитель, тепловизор, РЛС, независимая стабилизация поля зрения (верт. и гориз.)
Радиостанция PR4T6 Thomson-CSF (УКВ, телефонная)
Тип лобовой брони корпуса и башни Многослойная, модульная с керамикой и ДЗ
Наличие ФВУ Есть
Средства маскировки и РЭБ Деф. окраска, дым.и для ИК-ловушек гранат. авт. упр., индикатор лазерного облучения
Двигатель мощность стендовая, л.с. / тип 1500 / V8X1500 4-х тактный дизель жидк. охлаждения
Трансмиссия, тип, марка ГМТ с ГОП, ESM-500
Ходовая часть Гидропневматическая с РМШ
Удельная мощность, л.с./т 26,5
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 72
Емкость топливных баков, л 1300 (1700 с доп. бак.)
Запас хода по шоссе, км 450 (550 с доп. бак.)

Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв.см 0,9
Динамический ход подвески, мм 400

Фото рабочего места механика-водителя танка Леклерк

Рабочее место механика водителя

 

Фото рабочего места командира танка Леклерк

Система управления боем на рабочем месте командира

БОЕКОМПЛЕКТ:

Имеется два основных типа 120-мм боеприпасов: APFSDS (бронебойно-подкалиберный) с начальной скоростью 1790 м/с и HEAT (бронебойный кумулятивный) с начальной скоростью 1100 м/с. Оба типа снарядов имеют полусгораемую гильзу. Производится 120-мм снаряд APFSDS с сердечником из обедненного урана (DU), получивший обозначение OFL 120F2. В конце 2003 года управление DGA заключило с фирмой Giat Industries контракт на разработку и производство нового осколочно-фугасного снаряда с возможностью подрыва на дистанции. Всего будет изготовлено 10000 снарядов под обозначением 120 НЕ F1.

Для обеспечения возможности обстрела целей на больших расстояниях французское управление DGA заключило с фирмой Giat Industries контракт на разработку 120-мм управляемого снаряда Polynege. Им можно будет стрелять из любой 120-мм гладкоствольной танковой пушки, установленной на танках Ariete, "Леклерк", М1А1/М1А2 и "Леопард-2". Снаряд Polynege будет использоваться для обстрела как неподвижных, так и движущихся бронированных машин, по линии прицеливания (NLOS) и за пределами прямой видимости (BLOS).

В головке самонаведения используются ИК или полуактивная лазерная системы наведения. Боевая часть снаряда может быть фугасной (типа 3D) или типа ударного ядра (EFP), или иметь кумулятивный заряд.
С основным вооружением танка спарен 12,7-мм пулемет, а 7,62-мм зенитный пулемет, установленный снаружи на крыше башни, может управляться дистанционно и стрельбу из него можно вести при закрытых люках.

Система управления огнем танка "Леклерк" обеспечивает возможность обстрела 6 разных целей за 35 секунд и позволяет вести огонь как по неподвижным, так и движущимся целям во время движения танка по местности. Вероятность попадания первым выстрелом (по техническим условиям танка) составляет 95 процентов. Обычное время цикла обстрела целей составляет от 4 до 6 секунд.

Система управления боем объединена с тремя бортовыми ЭВМ по цифровой шине передачи данных. Во всех подсистемах танка "Леклерк" используется около 30 процессоров с 8-, 16- или 32- битными архитектурами. Экипаж имеет доступ ко всем подсистемам танка. Танк может автоматически передавать данные машинам управления о состоянии своей боевой готовности, местонахождении.

Основным подрядчиком танка "Леклерк" является фирма Giat Industries. Башня танка "Леклерк" производится в Tarbes, а корпус изготавливают в Rocenne.

В период между 1992 и 1996 годами было выпущено 132 основных боевых танков "Леклерк" для французских сухопутных войск в варианте Block I. Эти танки по своим боевым и техническим характеристикам оптимизированы для действий в Центральной Европе.

 МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКОВ ЛЕКЛЕРК:

Вариант модернизации танка, названный Block II, был поставлен французским сухопутным войскам в период с 1997 по 2003 гг. Всего изготовлено 178 танков. Эти танки имели ряд усовершенствований, включающих систему кондиционирования воздуха обитаемых отделений для развертывания в разных климатических точках мира, усовершенствованное программное и информационное обеспечение, дополнительное бронирование бортов корпуса, масляный радиатор для бортовой передачи.

С 2004 г начата поставка в войска (100 шт.) танка "Леклерк", модернизированного до уровня Block III. Он имеет ряд конструктивно-технических решений, включающих:

- улучшенную пассивную броню на передней и боковых частях башни;
- усовершенствованные прицелы командира и наводчика, которые включают камеру FLIR (ИК-системы переднего обзора) второго поколения фирмы SAGEM, для обнаружения целей влюбых погодных условиях;
- оснащение системой управления боем, названной Icone.

Фирма Giat разработала для танка "Леклерк" башню, в которой может устанавливаться 140-мм гладкоствольная пушка и автомат заряжания в нише башни. В настоящее время не планируется заменять имеющуюся 120-мм гладкоствольную пушку на 140-мм.

Модернизированный танк Леклерк рисунок 1

Модернизированный танк "Леклерк" AZUR для действий в зоне населенных пунктов

Проводятся исследования по комплекту оборудования AZUR, включающего:

- дистанционно управляемую оружейную установку FNH ARROWS с 7,62-мм пулеметом и возможностью вести огонь днем и ночью;
- оборудование, улучшающее наблюдение и понимание обстановки;
- усиленную защиту бортов и кормы (должны быть установлены дополнительные бортовые экраны, фальшборта из новых компо-зиционных материалов, решетчатая броня вокруг всей кормовой части машины, дополнительная защита крыши моторно-трансмиссионного отделения и т. д.);
- устройства, повышающие живучесть танка путем быстрой постановки дымовых и аэрозольных завес (расширение возможно-стей штатной системы GALIX с обстрелом 360º);
- защиту всех отверстий, углублений, наружных "карманов", расположенных в корпусе и башне танка от попадания горючих жидкостей;
- механическое усиление всех наружных установок, деталей и узлов танка для сведения к минимума риска их разрушения со стороны враждебной уличной толпы;
- расширенные возможности понимания и оценки тактической обстановки при работе танка в АСУ типа C3I;
- более высокий уровень эргономических показателей;
- улучшенную систему взаимодействия, опознавания и понимания обстановки с поддерживающими и приданными подразделениями.

Перспективный танк Леклерк 2 рисунок 1

 Внешний вид перспективного танка "Леклерк-2"

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

 

Справочник по военной технике и вооружению

^ Наверх