Боевой элемент "Locaas" фото

Высокоточные боеприпасы - управляемое оружие (ракета, мина, снаряд), способное поражать цель первым выстрелом. Главная особенность высокоточного оружия - наличие полностью автономной либо требующей подсветки на конечном этапе полета, системы наведения.

Это позволяет существенно снизить количество обычных снарядов при практически 100% уничтожении цели.

 

 

 Управляемый суббоеприпас LOCAAS (США)

Управляемый суббоеприпас LOCAAS (Low-Cost Anti-Armour Submunition - низкостоимостной противотанковый суббоеприпас), предназначен для поражения на поле боя наиболее важных одиночных целей: БТТ, радиолокационных станций, ПУ ракет.Он разрабатывается фирмой Lockheed Martin Vought Systems и является следующим поколением управляемых суббоеприпасов, которые будут иметь большую эффективность по сравнению со суббоеприпасом SADARM.

 Конструкция системы

Управляемый суббоеприпас LOCAAS оснащен раскрывающимся после пуска верхнерасположенными консолями крыла и рулями, разрабатывается в двух вариантах:

-оснащенный двигателем

-без двигателя 

Боевой элемент "Locaas" фото 2

Суббоеприпас с двигателем, получивший название P-LOCAAS, представляет собой небольшую крылатую ракету, конструкция которой разработана в соответствии с требованиями максимально возможного уменьшения габаритов. Масса суббоеприпаса P-LOCAAS составляет 39 кг, максимальная дальность полета - 185 км.

Суббоеприпас  "Locaas" схема, размеры, размещение боевой асти и двигателя

Рис. 3. Схема суббоеприпаса LOCAAS (первоначальный вариант без двигателя):
1 - блок электронной аппаратуры ладара; 2 - бортовая ЭВМ; 3 - ладар; 4 - боевая часть; 5 - привод рулей управления; 6 - блок гироскопических датчиков; 7 - электрическая батарея; 8 - блок электронной аппаратуры
системы управления
Суббоеприпас LOCAAS без двигателя имеет массу 22 кг, максимальную дальность планирования - 60-70 км.

Планер

Корпус обоих вариантов суббоеприпаса LOCAAS, а также крыло и расположенные сзади три руля изготовлены из алюминия способом литья. Это сокращает расходы на изготовление и сборку суббоеприпаса. Для удобства размещения внутри носителя, доставляющего его в район боевого применения, крыло, состоящее из двух консолей, складывается вдоль корпуса, а стабилизаторы, установленные на петлях, складываются над задней частью корпуса.

Планер суббоеприпаса P-LOCAAS в 1998г. был реконструирован для уменьшения лобового сопротивления и повышения устойчивости в полете. Теперь он имеет больший размах крыла - 1180 мм, хвостовое оперение стало длиннее, общая длина боеприпаса составляет 910 мм.

Система управления и наведения. Суббоеприпас LOCAAS на начальном и среднем участках траектории полета имеет инерциальную систему наведения, которая корректируется при помощи приемника спутниковой системы GPS. На конечном участке - наведение при помощи активной лазерной ГСН (ладара).

Ладар работает как измеритель дальности с высокой разрешающей способностью. Электроника ГСН генерирует трехмерное изображение цели, которое передается в процессор автоматического распознавания цели для ее классификации. Это обеспечивает систему LOCAAS способностью идентифицировать наиболее важные цели для атаки.

Боевой элемент "Locaas" фото 3

На боеприпасе установлена двухсторонняя система обмена данными, позволяющая передавать данные об обнаруженных целях на наземный КП и другие боеприпасы LOCAAS в группе.

На международной выставке Farnborough-2007 в США был показан макет суббоеприпаса LOCAAS оснащенный двухсторонней системой обмена данными.

Боевая часть

Субоеприпас LOCAAS имеет двухрежимную БЧ фирмы Alliant Techsystems массой 7,7 кг. В качестве БЧ используется заряд ВВ относительно большого диаметра с ориентированной вниз кумулятивной воронкой с медной облицовкой. В состав взрывателя входит микропроцессор, обеспечивающий изменение режима инициирования БЧ.

Двигатель

На суббоеприпасе P-LOCAAS установлен малогабаритный турбореактивный двигатель TJ-50 фирмы Hamilton Sundstrand с максимальной тягой 22 кН. Он обеспечивает максимальную дальность полета суббоеприпаса 185 км при продолжительности полета 30 мин. Средняя скорость полета при этом составляет 370 км/час (103 м/с).
В качестве альтернативы возможна установка на суббоеприпасе турбореактивного двигателя J45G с максимальной тягой 13 кН фирмы Technical Directions Inc.

Носители

Суббоеприпасами LOCAAS предполагается вооружать как современные, так и перспективные самолеты стратегической и тактической авиации ВВС США, а также ДПЛА Global Hawk и ракету MLRS, УР класса “воздух-земля” средней дальности AGM-130, крылатую ракету AGM-86.

При установке суббоеприпасов LOCAAS на самолетах или ДПЛА применяются:
- разбрасыватель SUU-64, в котором размещается 4 боеприпаса LOCAAS;
- разбрасыватель AGM-154.
Кроме того, разрабатывается недорогой аппарат для разбрасывания LODIS (Low-Cost Dispenser), предназначенный для размещения 8 боеприпасов LOCAAS. Он будет жестко установлен внутри бомбового отсека самолетов.

Этими самолетами могут быть:

бомбардировщики В-1В Lancer и В-2А Spirit;

штурмовик F-117 Nighthawk;

истребители F-22 и перспективный F-35 JSF.

В перспективе фирма Lockheed Martin Vought Systems планируют разработать автономную ударной систему, в основе которой - управляемый суббоеприпас LOCAAS.

Принцип работы

После поступления боевой задачи и целеуказания на носитель суббоеприпасов LOCAAS данные целеуказания вводятся в бортовую ЭВМ, и производится сброс суббоеприпаса. После сброса на боеприпасе раскрываются консоли крыла и рули. Для обеспечения дальности планирования 60-70 км суббоеприпасы LOCAAS, не оснащенные двигательной установкой, сбрасываются с больших высот. После раскрытия консолей крыла и стабилизаторов на суббоеприпасе Р-LOCAAS запускается турбореактивный двигатель.

На начальном и среднем участках траектории полета суббоеприпаса LOCAAS осуществляется инерциальное наведение с корректировкой по данным приемника GPS. При подходе к району предполагаемого места нахождения цели суббоеприпас снижается  на высоту 230 м и его активная лазерная ГСН начинает сканирование местности под углом 15-20°. Ответный сигнал от объектов, которые имеют размер более 1 м2, обрабатывается электроникой  ГСН в виде трехмерного цифрового образа. Затем в бортовой ЭВМ эти образы сравниваются с заложенными цифровыми образами различных целей (наиболее важных) для их автоматического распознавания и классификации. При одновременном обнаружении нескольких целей алгоритм обработки изображений обеспечит возможность атаки наиболее приоритетной из них. Ширина зоны сканирования ладара по курсу полета ракеты в режиме поиска цели составляет 750 м, в режиме распознавания - 100 м. Максимальная площадь зоны поиска ладара - 86 км2. Ладар работает также как измеритель дальности до цели с высокой разрешающей способностью.

Рабочие характеристики активной лазерной ГСН и алгоритмы распознавания целей уже проверялись на различных видах ВТ в плохую погоду и в условиях ведения оптоэлектронного и радиопротиводействия.

Боевой элемент "Locaas" подвешивание к самолету-носителю

Установка суббоеприпаса P-LOCAAS на пилон воздушного носителя

Проектируемая двухсторонняя система обмена данными позволяет суббоеприпасу LOCAAS иметь возможность присутствия человека в контуре наведения и действовать группе суббоеприпасов LOCAAS по методу “волчьей стаи”. После обнаружения нескольких целей одной из ракет, другие ракеты получат перенацеливание на эти цели в полете с наземного КП

Инициация БЧ осуществляется при пролете над целью, при этом взрывом формируется бронебойный элемент, который при одном режиме подрыва может действовать как единый длинный элемент, эффективно применяемый против танков. При другом режиме инициации БЧ может формировать несколько поражающих элементов, которые эффективно действуют по слабо защищенным объектам.

Выбор режима подрыва БЧ осуществляет микропроцессор, который после выбора цели взводит взрыватель с учетом типа цели.

Демонстрировались оба режима, и оба получили оценку реальной эффективности. Если цель не найдена, а топливо в двигателе закончилось или произошло нарушение работоспособности систем суббоеприпаса, он самоликвидируется.

 

81-мм управляемая мина Merlin (Великобритания)

Назначение

Управляемая мина (УМ) Merlin разрабатывалась фирмой Matra/BAe Dynamics и предназначалась для поражения танков, бронетранспортеров, самоходных артиллерийских установок, находящихся на дальности до 4200 м. Она должна была выстреливаться из любого миномета калибра 81 мм.

81-мм управляемая мина Merlin фото на позиции с рачетом

Заряжание миномета управляемой миной Merlin ПО

Конструкция комплекса

УМ Merlin состоит из 4 основных узлов:
- активной РЛ ГСН миллиметрового диапазона длин волн, установленной в носовой части;
- блока управления (в его состав входят 4 аэродинамических руля, электронные схемы, приводы и термобатарея);
- кумулятивной БЧ с предохранительно-исполнительным механизмом;
- раскрывающихся стабилизаторов, а также основного и дополнительных метательных зарядов.

В УМ Merlin используется активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона, использующая твердотельный приемопередатчик с антенной Кассегрена, расположенной за носовым обтекателем, выполненном из поликарбоната.

Для обеспечения максимальной бронепробиваемости боевая часть расположена в задней части УМ, с учетом оптимальной дистанции подрыва.

81-мм управляемая мина Merlin схема и компоновка высокоточного боеприпаса

Схема основных компонентов УМ Merlin

А) мина Merlin, готовая к выстрелу; 1 − метательные заряды;

Б) мина Merlin с раскрытыми рулями и стабилизаторами; 2 − ГСН; 3 − носовые рули; 4 − кумулятивный заряд; 5 − стабилизирующее оперение; 6 − бортовая электронная аппаратура управления и источник питания; 7 − механизм предохранения и взведения взрывателя

Внутри мины выполнен канал для прохода кумулятивной струи. БЧ срабатывает от ударного взрывателя, расположенного в носовой части. По заявлениям разработчиков, она способна пробить верхнюю броню танка. Во время стендовых испытаний бронепробиваемость кумулятивной БЧ составила 360 мм по нормали к катанной гомогенной броне.

Для мины Merlin не требуется целеуказания, а процедура наводки миномета такая же, как и при стрельбе обычными минами.

Работа комплекса

Пункт управления минометным огнем выдает данные баллистических вычислений расчету. Мина извлекается из герметичного транспортного контейнера, обычным образом вводится в ствол миномета и производится выстрел. При выходе из ствола на мине раскрываются 6 лопастей хвостового стабилизатора, взводится БЧ и начинает работать термобатарея.

При достижении УМ Merlin максимальной высоты включается ГСН, а при переходе мины на нисходящую траекторию раскрываются, расположенные в передней части корпуса два руля. ГСН начинает принимать отраженные сигналы, обеспечивая блок управления миной информацией, используемый для замедления ее вращения и контроля высоты.

После стабилизации мины по крену ГСН осуществляет предварительный семиполосный растровый (сканирующий) поиск на площади 300x300 м с шириной луча 50м.

ГСН мины, используя технологию доплеровского селектора движущихся целей, выполняет захват и сопровождение первой движущийся цели, которая и атакуется. Если захваченная цель к моменту атаки перемещается за зону предварительного поиска, ГСН все равно обеспечивает ее сопровождение. Если движущиеся цели не обнаружены, процессор переводит программу на поиск неподвижной цели по определенным параметрам, однако к этому моменту зона поиска сужается до 100x100 м,

Как только цель обнаружена, мина действует в режиме самонаведения. Кумулятивная БЧ срабатывает при ударе мины о цель и пробивает верхнюю броню штатных танков, БМП и БТР.

 

120-мм управляемая мина Fireball (Израиль)

Назначение

Управляемая мина (УМ) Fireball разрабатывается отделением МВТ Missiles Division фирмы Israel Aircraft Industries (IAI). Она предназначена для ведения боевых действий в населенных пунктах и может выстреливаться как из американских минометов М120 и М121, так и из других 120-мм минометов с гладкими и нарезными стволами. Мина применяется для поражения бункеров, целей внутри зданий и живой силы на открытой местности, дальность действия достигает 15 км.

120-мм управляемая мина Fireball (Израиль) рисунок 1

120-мм управляемая мина Fireball фирмы IAI (Израиль)

Конструкция

УМ Fireball конструктивно состоит из следующих элементов:

- полуактивной лазерной ГСН;
- блока электроники;
- блока рулевого привода с четырьмя рулями;
- боевой части;
- неконтактного взрывателя;
- предохранительно-исполнительного механизма с контактным взрывателем;
- хвостового блока с шестью стабилизаторами.

Она имеет массу 14,7 кг при длине 895 мм и диаметре 119,5 мм. Заявленная максимальная дальность действия составляет 15000 м, а минимальная - 1000 м.

Система управления

Аэродинамическая по схеме “утка”. В исходном положении 4 носовых руля находятся внутри корпуса мины, а после выстрела они раскрываются вперед. На хвостовике боеприпаса установлен блок стабилизаторов (6 шт.), вращающийся вокруг продольной оси на подшипнике. Перед выстрелом стабилизаторы сложены вдоль хвостовика, а после - раскрываются назад.

Система наведения

УМ Fireball имеет комбинированную систему наведения, сочетающую спутниковую навигационную систему GPS, работающую на участке управляемого планирования мины в район цели, и полуактивное лазерное самонаведение при
помощи ГСН, которая включается перед началом участка пикирования на цель.

Блок электроники включает в себя:
- антенну и плату обработки данных GPS;
- плату обработки данных управления полетом;
- устройство загрузки предстрельбовых данных, включая инициализацию параметров GPS;
- гироскоп крена;
- термобатарею, которая включается при стартовой перегрузке.

Боевая часть

УМ Fireball планируется производить в 2-х вариантах с различными типами боевой части:
- осколочно-фугасной для поражения незащищенных целей;
- противобункерной для уничтожения долговременных оборонительных сооружений и целей, находящихся внутри зданий.

Зарубежные аналитики предполагают, что возможно появление третьего варианта мины, который будет поражать бронированные цели в верхнюю проекцию самоформирующимся при подрыве ударным ядром (как в суббоеприпасах).

Масса осколочно-фугасной БЧ составляет 3 кг.

Боевое применение

В состав оборудования, необходимого для стрельбы УМ Fireball, входят:
- 120-мм штатный миномет;
- управляемая мина Fireball;
- лазерный целеуказатель наземного или воздушного базирования;
- центр управления стрельбой шельтерного типа;
- средства разведки (например, ДПЛА).

При ведении типовых боевых действий ДПЛА ведет разведку, обнаруживает цель и направляет ее изображение и координаты в центр управления. Там производится обработка, анализ данных и выдается расчету предстрельбовая информация и команда на производство выстрела, а затем выдается команда ДПЛА на включение лазерного целеуказателя для подсветки цели.

На начальном участке траектории мина летит по баллистической траектории. В высшей точке траектории включается приемное устройство GPS и боеприпас начинает управляемое планирование к району нахождения цели пока полуактивная лазерная ГСН не захватит лазерный луч, отраженный от нее.

Захватив цель, УМ Fireball по методу пропорционального наведения начинает крутое пикирование на конечном участке траектории, что минимизирует сопутствующие повреждения в условиях города.

Использование лазерного целеуказателя обеспечивает участие оператора в контуре управления, что позволяет перенацелить УМ на другую цель или менять ее траекторию полета для подрыва в безопасной точке в том случае, если атака отменена.

Сигналы GPS о координатах цели вводятся в боеприпас перед пуском, благодаря чему повышается точность попадания без лазерного целеуказания по сравнению с обычными минометными боеприпасами)

Заявлено, что при использовании лазерного целеуказателя, вероятностная круговая ошибка будет составлять 1 м при стрельбе по неподвижным или движущимся целям.

 

155-мм управляемый высокоточный снаряд М982 Excalibur

 

Назначение

ВС США выдали контракт фирме Raytheon Missile Systems на сумму 22,1 млн.долл. для ускорения на 6-8 месяцев разработки 155-мм управляемого артиллерийского снаряда (УАС) М982 Excalibur и начального производства с конца 2008г. первой партии в количестве 150-200 снарядов. Контрактом предусмотрена также разработка программного обеспечения для системы командования и управления полевой артиллерии AFATDS и поставка для 14 самоходных гаубиц М109А6 Paladin устройств для программирования взрывателя УАС Excalibur

155-мм снаряд М982 Excalibur фото 1

Для проведения сертификации УАС будет произведен отстрел 55 снарядов, а начиная с марта 2009г., ожидается их поставка по 18 снарядов в месяц в артиллерийские части СВ США, размещенные в Ираке. В США существует долгосрочный план продолжения программы Excalibur

УАС М982 Excalibur предназначен для поражения одиночных и групповых бронированных целей, пунктов управления, живой силы и огневых средств, а также инженерных сооружений и других важных целей. Он имеет низкую вероятность побочных разрушений. Снаряд предназначен для стрельбы из буксируемых гаубиц М198 и М777, а также самоходных гаубиц М109А6 Paladin и перспективной самоходной гаубицы, разрабатываемой по программе NLOS-A.

Солдат на позиции со 155-мм снарядом М982 Excalibur фото

Конструкция

Конструктивно УАС М982 Excalibur состоит их трех основных частей:
- носовой, в которой размещены: взрыватель комбинированного действия (для бетонобойной БЧ), блок управления с рулевым приводом;
- центральной, в которой размещается боевая часть;
- хвостовой, в которой размещены раскрывающиеся после вылета из ствола стабилизаторы и донный газогенератор.
Блок управления снаряда включает помехозащищенный приемник GPS и блок инерциального наведения с вычислительным устройством.

Боевая часть

Боевая часть может быть трех типов:
- бетонобойная с унитарной БЧ (Block I);
- противотанковая с двумя суббоеприпасами типа SADARM (Block И);
- кассетная с 64 осколочно-кумулятивными элементами (Block III).

Первоначально будет выпущен вариант УАС Excalibur Block I, а в конце 2006г. - вариант УАС Excalibur Block II.
Контракт на полномасштабную разработку 155-мм УАС М982 Excalibur был подписан СВ США с фирмой Raytheon Missile Systems в 1998г. В 2005г. в качестве субподрядчика по данной программе выбрана шведская фирма Bofors Weapon System. Ожидаемая закупочная цена одного снаряда Excalibur при серийном производстве в ближайшие пять лет может составить 30 тыс.долл.

Требования ускорить программу по созданию М982 Excalibur возникали в начале 2005г., однако тогда программа Excalibur считалась технически несовершенной. Решению ВС США об ускорении программы предшествовал ряд успешных испытаний снаряда в ноябре-декабре 2005г. Фирма Raytheon повысила надежность монтажных плат в цепи питания снаряда Excalibur, взяв отдельные детали 127-мм УАС ERGM, разрабатываемого для ВМС США.

155-мм снаряд М982 Excalibur схема размещения и состав бовых частей

Первоначальные варианты 1-2 УАС XM982 Excalibur (макеты): 3 - Excalibur Block III с кассетной БЧ

Боевое применение

Стрельбовые испытания УАС М982 Excalibur Block I производились из легкой гаубицы М777 с длиной ствола 39 калибров производства фирмы ВАе Systems с использованием комплексного модульного артиллерийского заряда MACS 4 на дальности 20 км. В полете управляемые снаряды с помощью рулевого привода осуществлялась корректировка курса. На конечном участке полета снаряда атака на цель была почти вертикальной, при этом промах составлял 3,4-6,9 м.

Несмотря на воздействие предельных значений ускорения во время пуска УАС, было продемонстрировано его точное наведение.
Атака цели на конечном участке полета снаряда по вертикали идеально подходит для стрельбы в городских условиях из-за ограниченного пространства между городскими строениями. Точность наведения снаряда Excalibur позволит снизить побочный ущерб и повысить боевую эффективность полевой артиллерии.

В дополнение к принятой концепции наведения УАС М892 Excalibur фирмы United Defense, Bofors Defence, Rockwell Collins и ВТ Fuse Products предлагают взрыватель с баллистическим тормозом. Ими разрабатываются для 155-мм снарядов три типа взрывателей с баллистическим тормозом CCF (Course Correcting Fuze - взрыватель с коррекцией курса), предназначенных для изменения дальности полета снаряда.

 

Справочник по военной технике и вооружению

^ Наверх