Т-26 - двухбашенный советский легкий танк 30-х годов прошлого века. Основой этой машины стали закупленные в Великобритании танки «Виккерс» Mk.E.
История создания
В 1930 году оценочно-закупочная комиссия под руководством И. Халепского, прибыв в Великобританию, закупила 15 единиц британского легкого танка «Виккерс» Mk.E Тип А (двухбашенная компоновка) полностью с технической документацией и лицензионным разрешением на производство подобной техники в СССР. В СССР танк получил сначала кодовый индекс В-26, а после его доработок комиссией под руководством С. Гинзбурга, и название Т-26, под которым стал широко известен во всем мире.
Двухбашенный танк Т-26 образца 1931 г.,
вооруженный двумя пулеметами
Местом серийного производства легкого танка Т-26 был выбран завод «Большевик» в Ленинграде, который до этого с успехом выпускал танки Т-18 (МС-1). Впоследствии планировалось начать производство и на Сталинградском танковом заводе. В начале августа 1931 года танк был запущен в серийное производство в двухбашенном варианте, а к концу осени первые машины поступили на вооружение частей РККА. П роизводство двухбашенных танков Т-26 продолжалось до начала 1934 года до тех пор, пока однобашенный вариант Т-26 полностью не потеснил своего предшественника на производстве в Ленинграде, Ижоре и Сталинграде.
Компоновка
Т-26 с двумя башнями был скомпонован по классической для советских легких танков схеме. Моторное отделение находилось в корме, трансмиссионное отделение, частично сопряженное с отделением управления – в носовой части, а боевое отделение – в средней части.
Экипаж этого танка состоял из трех человек . Добавление в состав экипажа второго пулеметчика в значительной мере повышало эффективность ведения огня.
Т-26 с поручневой антенной по периметру корпуса
Танкисты Т-26 пользовались тремя основными люками. Командир (он же первый стрелок) и второй стрелок использовали для посадки в танк люки в крышах обоих башен. Механик-водитель пользовался люком в правой части рубки корпуса.
Смотровая щель в крышке люка механика-водителя
Бронезащита
Броневая защита машины была противопульной. Она давала возможность защитить его экипаж от поражения боеприпасами винтовочных калибров и мелких осколков.
Корпус танка Т-26 собирался из стальных пластин с помощью заклепок. Толщина их в лобовой части, по бортам и корме составляла 15 миллиметров, крыши – 10, а днища – 6. Углов наклона к вертикали броневые листы корпуса не имели, что в значительной мере ухудшало их бронестойкость.
Танк в этом варианте имел цилиндрическую форму башен со скосом в сторону лобовой части и сегментным усечением в передней части под установку маски пулемета. Башни устанавливались справа и слева симметрично относительно продольной оси танка на прямоугольную подбашенную коробку.
Вооружение
В качестве вооружения легкого двухбашенного танка Т-26 использовали два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29, которые монтировались в шаровые установки в каждую из двух башен и были защищены прямоугольной броневой маской. Боекомплект к обоим пулеметам состоял из 6489 патронов, которые снаряжались в 103 дисковых магазина. Магазины размещались в стеллажах в передней и боковых частях башни.
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки легкого танка Т-26 в двухбашенной компоновки первоначально использовали четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Armstrong-Siddeley Puma с воздушных охлаждением, но впоследствии ему на смену пришел отечественный аналог – четырехцилиндровый рядный четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, который представлял собой копию своего британского собрата. Данный двигатель развивал мощность порядка 92 лошадиных сил. Он разгонял танк до 30 км/ч по шоссе.
Трансмиссия
- главный (основной) однодисковый фрикцион
- длинный многоступенчатый карданный вал, который проходил через все боевое отделение;
- пятиступенчатая (при пяти скоростях вперед и одной – назад) трехходовая механическая коробка передач
- механизм поворота, который состоял из двух бортовых многодисковых беспружинных фрикционов и тормозов ленточного типа с накладками из феродо
- бортовые одноступенчатые передачи.
Ходовая часть «двадцатьшестерки» по каждому борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков, имевших диаметр 300 миллиметров, четырех обрезиненных сдвоенных поддерживающих катка , ленивца, расположенного сзади, и ведущего колеса в переднем расположении. По своему типу подвеска опорных катков была сдвоенной и блокировалась в тележки по четыре. Амортизация осуществлялась посредством листовых рессор. Каждая тележка формировалась из двух коромысел с двумя катками. Одно коромысло соединялось шарнирно с литым балансиром, который так же шарнирно крепился на корпус танка, а другое коромысло монтировалось на паре четвертьэллиптических параллельных рессорах, которые жестко соединялись с балансиром.
Ходовая часть Т-26
Гусеницы имели ширину в 260 миллиметров, одногребневые с металлическим шарниром, цевочного зацепления. Траки гусеницы литые.
Модификации
С 1932 года в правой башне стали размещать 37-мм пушку «гочкис» или 37-мм пушку Б-3 конструкции П. Н. Сячинтова. Боевая масса танка возросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними.
В 1932 году на базе Т-26 образца 1931 года создали огнеметный ХТ-26 (ОТ-26). Для этого сняли левую башню, а в правой установили огнемет (дальность действия 35 м), спаренный с 7,62-мм пулеметом. Масса ХТ-26 - 9 т, экипаж — 2 человека.
Огнеметный танк ХТ-130 (ОТ-130)
Создан на базе танка Т-26 КБ-2 завода №174. С 1936—1939 г.г. изготовлено 403 танка
Обрезиненные сдвоенные опорные катки
Башня танка ХТ-130 с огнеметом
Смотровая щель в башне ХТ-130 (ОТ-130)
Смотровая щель в крышке люка механика-водителя в танке ХТ-130 (ОТ-130)
Боевое применение
Легкие танки Т-26 в двухбашенной компоновке, несмотря на большое количество выпущенных машин, в боевых условиях применялись редко. Первый случай боевого применения танков этого типа приходится на 1938 год в боевых столкновениях с японцами в районе озера Хасан. 6 августа в составе 2-й мехбригады и 40-го стрелкового корпуса они атаковали позиции в районе сопок Безымянная и Заозерная.
В этих боях специалисты отмечали эти танки с наилучшей стороны при зачистке траншей противника, когда танк становился на линию траншеи и разворачивал башни в противоположные стороны, ведя пулеметный огонь по укрывшейся пехоте противника. Наибольшие потери, а это по различным оценкам от 9 до 17 машин, танки этого типа понесли от 20-миллиметровых противотанковых ружей тип 97.
С началом Великой Отечественной войны, те машины, которые еще к тому моменту не были списаны, использовались главным образом как тягачи, посыльные и разведывательные машины. Практически все они были потеряны в первых приграничных сражениях с Вермахтом, особенно во время контрударов мехкорпусов в районе Сенно и Броды-Луцк-Дубно.
Но, к примеру, в боевых действиях в Крыму, двухбашенные Т-26 широко применялись РККА для поддержки пехоты в контратаках и оборонительных боях.
Двухбашенный танк Т-26, окрашенный в зимний камуфляж
в капонире, Ленинградский фронт 1941 г
Кроме Крыма, танки этого типа участвовали в оборонительных боях под Москвой и Ленинградом, о чем много раз упоминается в различных источниках и мемуарах советских военначальников.