ИСУ 152 VS СУ152 сравнение и характеристики

Су 152 стала первым образцом тяжелой самоходной установки способной одинаково эффективно бороться с тяжелыми танками и долговременными огневыми точками противника. Такая артиллерия отсутствовала в Советской армии как класс. При планировании новых наступательных операций 1942 года, возникла необходимость именно в таких машинах.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

СУ-152 и ИСУ-152 различия

История создания

ТТХ

Подробный обзор

Общее руководство над проектирование САУ поручили Жозефу Котину.

Жозеф Котин - Главный конструктор ИСУ 152

Жозеф Котин — советский конструктор танков и тракторов

Работы производились на Челябинском Кировском заводе. Он имел опыт работы с подобными изделиями, там выпускались тяжелые танки КВ. Ходовой частью послужила база от танка КВ-1С. В качестве пушки была выбрана гаубица МЛ-20 калибра 152 мм.

Она была выбрана опытным путем из нескольких орудий за разрушительную силу, компактные габариты, параметры отдачи, эффективной дальности стрельбы. Пушка позволяла вести огонь по навесной траектории и прямой наводкой. Бетонобойный снаряд весом около 50 кг гарантированно пробивал бетон толщиной до 1 м с расстояния полтора километра.

Первый опытный образец создали за 20 дней – время неслыханное для танкостроителей.

14 февраля 1943 САУ СУ-152 была принята на вооружение.

ТТХ

  • Боевая масса – 45,5 тонн
  • Экипаж 5 человек
  • Вооружение гаубица-пушка калибром 152 мм
  • Мощность дизеля 600 л/с
  • Максимальная скорость 43км/

Боевое крещение Су-152 получили летом 1943 на Курской дуге. К этому моменту Т-34 и КВ эффективно противостоять немецким танкам Тигр и Пантера уже не могли. Грозным противником была и самоходка Фердинанд. Они уверенно уничтожали наши танки с расстояния полтора километра. И именно это самоходное орудие подходило для борьбы с немецким зверинцем. С тех же 1500 м снаряд СУ 152 пробивал лобовую броню Тигра. Даже при рикошете, эти боеприпасы весом 50 кг, выводили из строя узлы и механизмы. За успешную борьбу с немецкими танками эту машину стали называть «Зверобой»

Как всегда хорошей машине свойственны и недостатки. Во время интенсивной стрельбы возникала сильная загазованность боевого отделения.

Трансмиссия от КВ тоже вызывала много нареканий. В декабре 1943 года серийное производство Су-152 было остановлено. Всего было выпущено 670 самоходок.

К этому времени заводы освоили выпуск танков ИС, их ходовая часть и послужила для продолжения выпуска самоходок под новым названием ИСУ-152. Особых различий в компоновке не было. Немного увеличена была высота рубки (ходовая от ИС была ниже), увеличили толщину броневых листов с 60 до 90 мм в лобовой части. Прицелы тоже были заменены на более совершенные. Добавили вытяжной вентилятор, планетарный механизм поворота. Управлять САУ стало легче, а экипаж находился в более комфортных условиях. В первой серии лобовая часть была литая, дальше делали уже сварные лобовые проекции.

Боевое отделение ИСУ152

Боевое отделение ИСУ-152 фото

Задачи остались прежние - подавление огневых точек противника и истребление танков. Большая часть успехов Красной армии при освобождении городов СССР и европейских городов лежит на самоходчиках. Гаубичный огонь в уличных боях был смертелен для пехоты, он полностью выбивал ее из укреплений. Благодаря своему бронированию самоходки выходили на дистанцию прямого выстрела и не опасались снайперского и пулеметного огня. Отлично показали себя они и финальной операции войны – взятия Берлина.

ИСУ 152 на марше

ИСУ-152 Румыния 1944 год
Автор снимка Михаил Трахман

Изначально на ИСУ 152 устанавливалось четыре внешних 90-литровых топливных бака, в отличие от других танков, эти баки являлись частью топливной системы. Они соединялись топливопроводами с внутренними баками.

Горловина бака ИСУ 152

Бронированная горловина топливного бака

Ходовая часть полностью от танков ИС. Шесть пар стальных опорных катков. Резиновые бандажи отсутствуют. Это катки с внутренней амортизацией. Каждый имел индивидуальную торсионную подвеску.

Вид на ходовую часть и катки ИСУ 152 

Ходовая часть ИСУ-152 на базе танка ИС

Ширина гусениц – 650 мм с центральной направляющей. Траки литые, простой формы, однопальцевые. Натяжение гусениц реализовано с помощью винтовой системы – вращением гаечного ключа ленивец двигался вперед или назад.

Фото траков гусениц ИСУ 152

Гусеницы ИСУ-152

В районе третьего катка находится люк для загрузки боеприпасов. Экипажу достаточно было подавать снаряд снаружи и принимать внутри, а не грузить боезапас через башню. Напомним, что 152 мм снаряд весил около 50 кг.

Люк загрузки боеприпасов с грунта  ИСУ 152

Люк для загрузки боеприпасов с грунта

Коробка передач пятиступенчатая. Четыре передних и одна задняя. Раздатка позволяла создать восемь передних и две задних передачи. Это давало возможность комфортно передвигаться по любому типу грунта.

Коробка передач ису 152

Пятиступенчатая коробка передач

 

ИСУ 152 на параде в Челябинске

9 мая парад техники в Челябинске

 

Источники:
wikipedia.org
chtz.ru
arsenal-info.ru
Николас Моран «Inside the Chieftain’s Hatch»

Справочник по военной технике и вооружению

^ Наверх