Американский БТР М 113 фото

Легкий универсальный плавающий транспортер, созданный в 1960-х годах для нужд армии США, с экипажем из двух человек, бронированный алюминиевыми плитами, способный перевозить десантное отделение численностью до 11 человек, а также служить основой для нескольких десятков боевых машин специализированного назначения.

В изначальной комплектации был вооружен 12,7-миллиметровым пулеметом и оснащен бензиновым двигателем. Впоследствии был трижды модифицирован (соответственно, M113A1, A2 и A3). Состоит на вооружении армий нескольких десятков стран мира, производится как в самих США, так и за рубежом (в Италии, Бельгии, других странах).

Бронетранспортер М113 фото 2

В 1960 году эти бронетранспортеры, получившие обозначение M113, были приняты на вооружение в армии США, и фирма FMC приступила к их серийному производству. М113 построен по классической схеме, которая типична для большинства серийно производимых боевых машин пехоты и бронетранспортеров. Слева в передней части корпуса находится отделение управления. Механик-водитель занимает свое место через круглый индивидуальный люк, крышка которого открывается назад. Рабочее место механика-водителя оборудовано четырьмя перископами, обеспечивающими хороший обзор во время движения. Для вождения бронетранспортера в ночное время суток используется активный прибор ночного видения М19, установленный в люке механика-водителя.

Правая передняя часть корпуса отведена под МТО. Доступ к узлам и агрегатам трансмиссии обеспечивает большая наклон-ная панель, которая крепится к верхней лобовой плите корпуса. Волноотражательный щиток прикрывает эту панель и тем самым выполняет функцию дополнительной защиты. В крыше МТО имеются бронированные жалюзи, которые обеспечивают приток воздуха к двигателю и удаление выхлопных газов.

За двигателем и рабочим местом механика-водителя находится десантное отделение, занимающее почти половину всей длины корпуса.
В передней части этого отделения, в средней части корпуса, размещается командир машины. Рабочее место командира оборудовано башенкой, которая вращается с помощью ручного привода и оснащена пятью перископами. Вдоль бортов корпуса установлены складные сиденья, спинки которых обращены к стенкам. Перевозимый десант не имеет возможности вести огонь из личного оружия изнутри бронетранспортера. Вход в десантное отделение предусмотрен через кормовую часть корпуса, стенка которого крепится на большой откидной рампе с гидравлическим приводом. Слева в рампе имеется дверь, которая открывается вручную и служит аварийным выходом. Кроме того, в крыше десантного отделения предусмотрен большой открывающийся назад люк.

М 113 фото 3

Корпус М113 сварен из алюминиевых плит. Плиты бортов установлены вертикально, а лобовая плита имеет угол наклона 60 градусов. Бронирование толщиной 12-44 миллиметров обеспечивает защиту только от пуль калибра до 12,7 миллиметра и осколков гранат.
БТР М113 снабжен бензиновым карбюраторным двигателем мощностью 215 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту. При этом М113 является плавающей машиной. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц, при этом бронетранспортер развивает скорость до 5-6 километров в час. В состав оборудования для плавания входят волноотражательный щиток с гидравлическим приводом и насосы, откачивающие воду из корпуса машины.

Стандартное оборудование машины включает в себя систему пожаротушения, которая смонтирована в МТО, и подогреватель, установленный в десантном отделении. Система пожаротушения включается механиком-водителем изнутри машины или снаружи. Бронетранспортер М113 приспособлен для действий в условиях применения оружия массового поражения. Машина оснащена аппаратурой для обнаружения радиоактивного заражения местности, но при преодолении зараженной территории экипаж машины должен пользоваться индивидуальными противогазами.

Главным вооружением бронетранспортера М113 является 12,7-миллиметровый пулемет "Браунинг" М2НВ, установленный рядом с командирской башенкой.

БРЭМ на БТР М 113 фото 4

Легкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина
на базе М113

Обязанности по обслуживанию пулемета возложены на командира машины. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости - от -21 до +53 градусов - позволяют бороться с воздушными целями. Боекомплект пулемета состоит из 2000 патронов.

Уже через несколько лет эксплуатации было решено приступить к модернизации М113. С сентября 1964 года началось серийное производство бронетранспортера модификации М113А1. По сравнению с исходной моделью, основные изменения затронули прежде всего двигатель и трансмиссию.

М113А1 оснащен двухтактным шестицилиндровым дизельным двигателем, развивающим мощность 212 лошадиных сил при 2800 оборотах в минуту, и новой трансмиссией фирмы General Motors. Используемая в ней коробка передач обеспечивает движение вперед на трех скоростях и назад на одной. Двигатель и трансмиссия вместе составляют единый силовой блок.

На машине были установлены топливные баки большей емкости (360 литров), что позволило увеличить запас хода до 483 километров. Все эти изменения привели к увеличению боевой массы БТР почти на 900 килограммов, но более мощный двигатель позволил сохранить подвижность бронетранспортера на прежнем уровне.

С 1979 года фирма FMC начала производить новую модель бронетранспортера М113А2. По планам министерства обороны США предусматривалось выпустить 2600 новых машин этой модификации, а также модернизировать 5300 бронетранспортеров М113 и 12700 машин М113А1 до уровня М113А2.

На этот раз основные изменения коснулись системы охлаждения и подвески. Двигатель соединяется с гидромеханической трансмиссией, сочлененной с механической коробкой передач, которая обеспечивает движение вперед на шести скоростях и назад на одной. Для улучшения динамики езды по пересеченной местности на М113А2 были применены торсионные валы, обладающие лучшей характеристикой упругости.

Они обеспечивают вертикальный ход опорных катков около 228 миллиметров от положения статического равновесия. Общее количество амортизаторов было увеличено до шести. В результате внесенных изменений в конструкцию БТР его боевая масса возросла до 11,34 тонны (вместе с тем мощность двигателя М113А2 осталась прежней).

На основе опыта боевого применения БТР М113 разных модификаций с середины 1980-х годов американские конструкторы приступили к разработке следующей модернизированной модели бронетранспортера – М113АЗ, которая с 1987 года стала считаться стандартной. Основные отличия М113А3 от М113А2 заключались в улучшении бронирования и подвижности машины.

Для усиления защиты экипажа на бортах и лобовой плите корпуса было установлено дополнительное бронирование из стальных плит, которые крепятся к основной алюминиевой броне с помощью болтовых соединений (плиты легко устанавливаются и снимаются двумя солдатами) как к верхней, так и к нижней наклонным плитам. Защита лобовой части дополнительно усилена благодаря применению волноотражательного щитка новой конструкции: к его основной плите крепится стальная плита соответствующей формы, а пространство между ними заполняется материалом, увеличивающим плавучесть машины.

Дополнительное бронирование прикрывает также борта корпуса по всей его длине от верхних ветвей гусениц до крыши. Десантное отделение (борта, крыша и рампа) также покрыто изнутри защитным слоем (подбоем) из композитного материала, который задерживает осколки. Наконец, в модификации А3 бронетранспортер был оборудован новой командирской башенкой с броневой защитой пулемета. Бронирование М113АЗ обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра до 14,5 мм.

В 1986 году в США приступили к реализации широкомасштабной программы модернизации более 14000 машин ранних серий М113. В ходе модернизации на них устанавливались такие же силовые агрегаты, как и на M113A3, навешивалось дополнительное бро-нирование и внешние топливные баки, десантное отделение покрывалось защитным подбоем из композитных материалов. Все новые бронтетранспортеры, выпущенные в США, начиная с 1987 года, и модернизированные, начиная с 1989 года, принадлежат к серии M113A3.

На вооружении армии США этот бронтетранспортер поступил в 1987 году, в 1992 году его производство для нужд американской армии было прекращено, но программа переоснащения уже существующих бронетранспортеров семейства M113 до модификации A3 возобновилась в 1994 году.

Успех бронетранспортера М113 превзошел самые смелые ожидания его конструкторов.

Ракетный комплекс на базе М 113

Многоцелевой ракетный комплекс ADATS на базе М113

Машина оказалась очень гибкой и могла быть легко приспособлена к выполнению самых разнообразных задач. Ее корпус послужил базой для создания более чем 40 специализированных машин:
- М106/М106А/М106А2 – 107-миллиметровый самоходный миномет;
- М125/М125А/М125А2 – 81-мм самоходный миномет;
- М163 "Вулкан" – зенитная самоходная установка;
- М132/М132А1 – самоходный огнемет;
- М730/М730А1 – самоходный зенитный ракетный комплекс "Чапарэл";
- М577/М577А1/М577А2 – машина управления с переоборудованным десантным отделением (установлены дополнительные сред-ства связи, столы для работы с картами и так далее);
- ХМ806 – машина технического обеспечения, оборудованная лебедкой, бульдозерным отвалом и краном;
- М113А1 TOW /M113А2 TOW – самоходная пусковая установка ПТУР TOW;
- М113А1 ITV /M113A2 ITV (Improved TOW Vehicle) – модернизированные самоходные пусковые установки ПТУР TOW;
- М901/М901А1 – истребитель танков. Стандартный бронетранспортер М113А2 оснащен двухтрубной пусковой установкой ПТУР TOW, размещенной на крыше десантного отделения;
- М113 Fire Support Vehicle – машина огневой поддержки. Корпус бронетранспортера М113А2 оснащен двухместной башней, вооруженной 90-мм пушкой;
- санитарные и инженерные машины.

Самоходный миномет. Бронетранспортер М 113 взят за шасси

Panzermörser M113A1G (Links) - германский самоходный миномёт, состоящий из М113 и 120-мм миномёта 120 Krh/40

Всего американская фирма FMC произвела свыше 85000 бронетранспортеров М113 разных модификаций (примерно 32000 - для армии США). Еще 4500 этих машин разных модификаций выпущены в Италии фирмой Oto Melara и около 500 М113А2 - в Бельгии. Такие страны, как Австралия, Канада, Германия, Норвегия и Италия, разработали собственные модели специализированных машин на базе бронетранспортеров М113А2. Эти БТР состоят на вооружении армий Саудовской Аравии, Аргентины, Австралии, Бельгии, Боливии, Бразилии, Чили, Дании, Эквадора, Египта, Эфиопии, Филиппин, Греции, Гватемалы, Голландии, Ирана, Израиля, Северного Йемена, Иордании, Камбоджи, Канады, Южной Кореи, Кувейта, Лаоса, Ливана, Ливии, Марокко, Германии, Норвегии, Новой Зеландии, Пакистана, Перу, Португалии, Сальвадора, Сингапура, Сомали, Судана, Швейцарии, Тайваня, Таиланда, Туниса, Турции, США, Уругвая, Вьетнама и Заира.

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх