Машина была разработана специально для того, чтобы обеспечить армию США БМП в дополнение к БТР М113. Прототип ХМ2 построен корпорацией FMC (в настоящее время — United Defence LP) в 1978 г., по результатам испытаний в 1980 г. получил обозначение М2, а первые серийные БМП Bradley построены в 1981 г.
БРМ МЗ — нет амбразур, ее экипаж состоит из 5 человек, она оснащена дополнительной броней. М7 Bradley FIST- машина огневой поддержки. М6 Bradley Linebacker вместо ПУ ПТУР TОW несет ПУ на 4 ЗУР Stinger. Санитарная машина — на модифицированном шасси Bradley, нет башни.
Машина РС3О — на шасси Bradley с новой кабиной. ХМ5 — машина РЭБ на том же шасси. М4 — КШМ на том же шасси. Армия заявила, что она ожидает сохранить машины «Брэдли» на вооружении до 2050 г.
Боевая машина "Брэдли" модернизировалась несколько раз с тех пор, как она поступила на вооружение в 1980-е годы. Сразу же после операции "Буря в пустыне" сухопутные войска США ввели ряд небольших модернизаций для создания боевой машины "Брэдли" А2. Боевая машина "Брэдли" А3 (BFVS-A3) является последней модернизацией, в ходе которой повышена огневая мощь, мобильность, живучесть и способность к длительным действиям, командная управляемость за счет установки элементов "Системы управления боем войск XXI века на уровне бригады и ниже" (FBCB2).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРМ M3 Bradley
Масса, т 21,3
Экипаж, чел 3+2
Габаритные размеры, мм;
длина 6450
ширина 3200
высота по крыше башни 2580
клиренс 450
Вооружение: 25-мм автоматическая пушка M242, 7.62-мм пулемёт М240С, ПУ ПТУР TOW
Боекомплект 1500 выстрелов, 10 ПТУР TOW, 4300 патронов
Двигатель «Cummins» VTA-903T. 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом, мощность 368 кВт при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя. кВт/т 19.0
Удельное давление на грунт. Мпа 0,045
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 66
Запас хода по шоссе, км 483
Запас топлива, л 662
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,91
ширина рва, м 2,54
глубина брода, м плавает
Установлена система оперативного управления машиной (VCO) включающая интегрированные рабочие места для командира машины, наводчика и водителя и предназначена для освобождения членов экипажа от части функций.
Систему VCO обеспечивают следующие приборы:
- командирский дисплей данных тактической обстановки (CTD), цветной дисплей с плоским экраном, работающий в сочетании с неза-висимым прибором командира (CIV). Он обеспечивает отображение данных тактической обстановки командиру машины "Брэдли" и дает ему возможность передавать и получать оперативную информацию.
- пульт управления бинокулярным индикатором и прицелом наводчика обеспечивает наводчику работу дневного и (или) ночного прицела, а также возможность выбора оружия и боеприпасов.
- в кормовом десантном отделении дисплей командира отделения обеспечивает ему возможность получать выборочную информацию, передаваемую с прибора CIV и с дисплея CTD или с усовершенствованной системы обнаружения "Брэдли" (IBAS), когда он находится в машине.
- башенный блок обработки информации (TPU) обеспечивает интерфейс комплексной системы командования, управления и связи (IC3) с машиной, управление связью для передачи данных и информацией, управление электроэнергией, системную диагностику, определение местонахождения/навигацию (POS/NАV), интеграцию данных датчиков системы управления огнем, управление вооружением, автоматическое сопровождение цели, автоматическое определение разности настоящего и упрежденного углов места и угла упреждения с помощью шины данных 1553. Блок TRU управляет также состоянием и режимами систем и (или) подсистем и сопряжением между элементами системы IC3;
- с помощью системы диагностики и обслуживания машины (VDMS) система встроенной диагностики (BIT) обеспечивает контрольные перечни определения неисправностей и профилактических технических осмотров и обслуживаний (PMCS) для ускорения осмотров и определения проблем технического обслуживания.
Система IBAS с интегрированной усовершенствованной ИК системой переднего обзора (FLIR) увеличит дальность эффективного обнаружения цели. Система управления огнем и наведения ракет предназначена для обеспечения наводчику машины BFVS-A3 возможности обстреливать цели из 25-мм пушки, 7,62-мм спаренного пулемета и противотанкового ракетного комплекса "ТОУ".
На переднем плане монитор тепловизионной системы II поколения и рукоятка системы управления огнем. В нижней части рисунка – панель управления командира и клавиатура ввода исходных данных для стрельбы, связи. Тактический дисплей командира не показан.
Американская армия составила долгосрочные планы расширения возможностей четырех вариантов Bradley, включающих командирскую машину, боевую машину пехоты, разведывательную и инженерную машины.
Модифицированная программа испытаний М2А3 «Брэдли» на полигоне GCV армии США
В 2006 году фирма BAE Systems представила демонстрационный образец, созданный на основе боевой машины пехоты Bradley M2. На ней установили башню с дистанционным управлением и увеличенной огневой мощью с 30-мм пушкой Mk 44 Bushmaster II, что позволило за счет исключения части оборудования из корпуса машины увеличить экипаж с семи до девяти человек. В 2007 году создан второй демон-страционный образец (BTD2) Bradley, основанный на разведывательном варианте Bradley M3.
Шасси машины оставлено неизменным, за исключением применения двухгребневых траков и дизельного двигателя Cummins VTA-903T в версии мощностью 600 л.с. (который может быть форсирован до 850 л.с.).
В новом демонстрационном варианте установлено три дополни-тельных разведывательных средства. Основное из них – установленная на мачте комбинированная электронно-оптическая и инфракрасная система обнаружения, которая убирается под броню в задней части корпуса машины. В ее основу положена система FLIR Systems Star SAFIRE LV, которая объединяет до шести датчиков, включая лазерный излучатель мощностью 200 мВт, низкоуровневую камеру с изменяемым мас-штабом изображения, тепловизионную камеру, телевизионную камеру с длиннофокусным объективом, камеру с электронно-оптическим усилителем изображения и лазерным дальномером.
Мачта поднимает блок датчиков на высоту 5 м от земли. Даль-ность обнаружения пехоты составляет 10.8 км, опознавания – 4,2 км и идентификация – 2,2 км. Дальность обнаружения танков составляет 20,6 км, опознавания – 11,4 км и идентификации – 6,5 км. Для обнаружения целей, находящихся вне зоны прямой видимости на дальностях до 10 км, расчет может использовать БЛА Aerovironment Raven с дистанционным управлением.
Система понимания тактической обстановки для ближнего боя (C2SAS) включает два инфракрасных прибора с широким полем зрения и дневные телевизионные камеры, установленные на крыше корпуса машины в его передней и задней части, что позволяет расчету вести наблюдение, обнаруживать и идентифицировать цели, находящиеся в непосредственной близости в радиусе 200 м.
Сигналы от наружных датчиков C2SAS передаются через универсальную систему видеораспределения, которая обеспечивает независимый выбор источников изображения для трех отдельных автоматизированных рабочих мест (командира, оператора и водителя). Среди других бортовых источников изображения - интегрированная система IBAS (улучшенная подсистема Bradley Acquisition), которая связана с ракетной системой TOW и независимым прибором наблюдения командира (CIV).
Демонстрационный образец технологий BTD2 фирмы BAE Systems Bradley. Выше правой фары виден передний объектив системы C2SAS, которая получает дополнительное освещение от фар с ИК светофильтрами. На башне с дистанционным управлением видны прибор CIV (слева) и вспомогательный пулемет калибра 5,56 мм, спаренные направляющие пусковой установки TOW (справа) и установленные на мачте датчики системы обнаружения (в центре)
В 2017 году на выставке AUSA была представлена очередная модификация БПМ — M2 Bradley SHORAD
В статье использованы материалы из книги:
Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ