Разработкой и производством основных боевых танков в Китае занимается государственное предприятие China North Industries Corporation (NORINCO). К настоящему времени фирма разработала более шести семейств основных боевых танков.

К наиболее современным из них относятся: "тип 80", "тип 85", "тип 88", "тип 90", "тип 98", "тип 99".

Количественный состав танкового парка Китая по состоянию на 2008 г.следующий:
- Тип 59 (Тип-59-I, Тип 59-II) – 3000 шт;
- Тип 69 (Тип-69-I, Тип 69-II) – 3000 шт;
- Тип 85-II – 600 шт;
- Тип 88С – 400 шт;
- Тип 88 (88В) – 800 шт;
- Тип 98 – 100 шт;
- Тип 99А1 – 60 шт.

ОБТ "тип 80"

Танк "тип 80" разработан в 1984 г. Машина представляет собой глубокую модернизацию танков серии "59/69/79". Танк имеет классическую компоновку, 105-мм танковую нарезную пушку, стабилизированную в 2-х плоскостях, усиленную броневую защиту (по сравнению с прототипами "тип 69/79"), дизельный двигатель мощностью 730 л.с. Боевая масса танка "тип 80" составляла 38 т. Экипаж 4 человека.
Характерными особенностями танков "тип 80/80-I" являются новые катки уменьшенного диаметра, топливные баки, перенесенные на левую сторону, дымовые гранатометы, лазерный дальномер, установленный над маской пушки, топливные бочки на корме машины.
Танк послужил прототипом для создания целого семейства машин, которое было принято на вооружение армией Китая в 80-х годах.
Усовершенствованным вариантом этого танка является танк "тип 80-II". Главные отличия машины состояли в установке новой СУО. Лазерный дальномер был интегрирован в стабилизированный прицел наводчика, а все оптические приборы получили специальное покрытие для защиты от излучения ядерного взрыва.

Китайский танк Тип 80 преодолевает препятствие

Тип 80

Была установлена также специальная система выверки прицела. СУО приняла вполне завершенный вид и по оценке зарубежных специалистов стала соответствовать современным системам управления огнем танков ведущих зарубежных стран.
Главным отличием танка "тип 80-II" стали решетчатые экраны, установленные по всему периметру башни, усовершенствованная система защиты от ОМП, полуавтоматическая планетарная трансмиссия, резинометаллические шарниры гусеницы, съемные резиновые асфальтоходные башмаки.
Танк на вооружение не поступал, но на его базе был разработан серийный образец, получивший обозначение "тип 88".

ОБТ "тип 88"

Серийное производство танка "тип 88" началось в 1989 г. По сравнению с опытным образцом "тип 80-II" общая конструкция танка осталась прежней, за исключением следующих изменений: убраны решетчатые экраны вдоль башни, оставлены только в кормовой части башни и изменено расположение гранатометов. Динамическая защита за все время существования танка на вооружении ни разу не демонстрировалась.
Модификацией танка стал "тип 88В". На этом варианте модернизации "тип 88" была установлена новая компьютерная СУО и модернизированная 105-мм танковая пушка. Внешне танк "тип 88В" ничем не отличался от танка "тип 88".

Китайский танк Тип 88 на учениях

Type 88

До 1995 г. промышленность выпустила около 800 танков "тип 88" всех модификаций (по другим данным изготовлено от 500 до 1000 шт.).

Существовал опытный образец "тип 88А" со 105-мм пушкой, с удлиненным почти на 1 м стволом, но информации о принятии такого танка на вооружение нет.

ОБТ "тип 85"

Танк "тип 85" стал поворотным пунктом в китайском танко-строении, завершив линию многочисленных модернизаций и усо-вершенствований танков предыдущих серий "тип 59/69/79/80/88". Впервые танк был показан в 1986 году. Главным отличием нового танка от предыдущих танков является сварная башня с развитой кормовой нишей.

Эволюция разработки ОБТ тип 88/88В для создания нового семейства ОБТ тип 85. Всего изготовлено для Китая 600 шт. (Тип 85-II) и для Пакистана – 300 шт. (Тип 85-IIАР).

Схема модернизации китайских танков

Небольшой серией выпущена модификация "тип 85-I". Внешне танк отличался наличием теплозащитного кожуха ствола пушкой и новой компоновкой надгусеничных полок. Танк был оснащен новой СУО ISFCS-212 с комбинированными прицелами наводчика и командира и встроенным лазерным дальномером. Дизельный двигатель мощностью 730 л.с. позволял развивать скорость по шоссе до 57 км/ч. Запас хода составлял около 500 км.

Китайский танк Тип 85-2 фото

Тип 85-II

Дальнейшим усовершенствованием танка "тип 85-I" стал ОБТ "тип 85-II", разработанный в 1989 г. По сравнению с предыдущими модификациями, танк "тип 85-II" имел увеличенный в длину корпус и измененную компоновку МТО: крыша приподнята, в связи с другим расположением системы охлаждения двигателя и радиаторов, добавлены кормовые внутренние топливные баки, установлены держатели для дополнительных топливных баков, с которыми запас хода увеличился до 600 км.

Дальнейшим развитием танка "тип 85-II" стал ОБТ "тип 85-IIМ". Машина стала первым в китайском танкостроении танком, оснащенным автоматом заряжания (АЗ) и вооруженным 125-мм ГСП. Серийное производство танка началось в 1992 году. Танк поставлялся также для армии Пакистана – 225 шт. На вооружение китайской армии танк "тип 85-IIМ" не поступал.

После поставок танков в Пакистан фирма NORINCO начала производство танков со 125-мм ГСП и АЗ для КНОА. Эта модификация получила обозначение "тип 88С". Серийное производство началось в 1997 г. Сейчас на вооружении находятся около 400 танков "тип 88С", которыми оснащены элитные бронетанковые дивизии Китая. Внешне танк "тип 88С" полностью идентичен танку "тип 85-IIМ" последних выпусков и имеет такие же боевые и технические характеристики.

В 1995 г. разработан опытный образец усовершенствованного варианта танков "тип 85-IIМ/88С", который получил обозначение "тип 85-III".
Защита танка усилена за счет навесной ДЗ типа FY китайской разработки. Двигатель развивал мощность 1000 л.с., что позволило увеличить максимальную скорость хода по шоссе до 65 км/ч. В печати появлялись сведения о том, что после испытаний и доводки танк "тип 85-III" заменит в серийном производстве "тип-88 С".

В июне 1991 г. Китай и Пакистан впервые публично продемонстрировали танк III поколения, получивший обозначение "тип 90-II".

Китайский танк Тип 90-2 фото

Тип 90-II (опытный образец)

 

Танк Тип 90-2 фото 2

Тип 90-II с мероприятиями по снижению заметности (опытный образец).

В создании танка принимали активное участие французские и английские фирмы. Окончательная сборка машины проведена в Пакистане.

Новым для китайского танкостроения стало то, что практически все оборудование и вооружение (за небольшим исключением) было закуплено за границей или производилось в Китае по лицензии. Танк "тип 90-II" имеет конструкцию:
- на 10 % заимствованную у танков "59";
- на 15 % у танков "69";
- на 20 % у танков "85/88С";
- на 55 % - это новые технические решения, ранее не применявшиеся в китайском танкостроении.

К таким решениям китайские специалисты отнесли следующие:
- модульное бронирование башни с узлами крепления навесной ДЗ, которая устанавливается при необходимости из возимого комплекта;
- усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М с хромированным каналом ствола, теплозащитным кожухом и эжектором;
- усовершенствованный автомат заряжания карусельного типа (аналогичен российскому, установленному на танках серии Т-72 и китайском "тип 88 С");
- СУО, закупленная во Франции (аналогично установленной на танке "Леклерк");
- система автоматического сопровождения цели (аналог неизвестен);
- на первом опытном образце установлены: немецкий дизельный двигатель фирмы MTU MT396, производимый в Китае по лицензии. Мощность двигателя 1200 л.с. Автоматическая трансмиссия RENK LSG 3000 (Германия);
- на втором опытном образце установлен английский двигатель Perkins CV-12-1200 TCA "Кондор" (такой же, как на танке "Челленджер-2" и французская гидромеханическая трансмиссия SESM ESM-500 (такая же, как на ОБТ "Леклерк";
- система предупреждения о лазерном облучении танка;
- современное быстродействующее противопожарное оборудование.

Всего к 2005 году изготовлено 15 машин, которые находятся в армейских подразделениях Пакистана в опытной войсковой эксплуатации.

Эволюция разработки ОБТ тип 85-II/IIМ для создания нового семейства ОБТ тип 98.

Схема модернизации-эволюции китайских танков 2

 

ОБТ "тип 98"

Танк "тип 98" принят на вооружение в 1996 г. По оценке многих зарубежных экспертов, создание танка "тип 98" стало техническим прорывом китайской промышленности в области танкостроения.

Танк Тип 98 фото 1

Тип 98

Танк унаследовал все лучшее от своих прототипов "тип 90-IIМ", "тип 88С" и имеет много новых для китайского танкостроения технических решений:

- носовая часть корпуса выполнена под большим углом (аналогична танку "тип 90-II");
- сварная башня со 125-мм ГСП (аналогична "90-II");
- бульдозерное оборудование для самоокапывания (такое же, как на "90-II");
- модульное бронирование башни;
- возможность установки навесной ДЗ (типа ERA);
- автомат заряжания (полностью идентичный танку "88С");
- возможность стрельбы танковым управляемым снарядом (с полуавтоматическим наведением по лучу лазера);
- СУО, созданная на основе современных западных технологий при сотрудничестве иностранных форм. В систему входит тепловизионный прицел китайского производства;
- система электронно-оптического противодействия (лазерная система активной защиты);
- современная система защиты от ОМП, быстродействующая автоматическая система ППО, радиостанция с двумя штыревыми антеннами;
- дизельный двигатель мощностью 1200 л.с. (изготавливается по лицензии в Китае и является дальнейшим развитием германского дизеля МТ396 фирмы МТU). Двигатель с трансмиссией составляют единый силовой блок, который может заменяться в полевых условиях за 30-40 минут с помощью крана.

Наиболее интересной особенностью танка "тип 98" является комплекс активной защиты, который включает передатчик помех ИК-системам и лазерное ослепляющее устройство.

ОБТ "тип 99"

Дальнейшим развитием танка "тип 98" стал "тип 98G" с усиленной защитой. Предполагается, что разработка танка "тип 98G" продолжается, и скоро на вооружение поступит его усовершенствованный вариант.

Такой модернизированный вариант танка впервые был показан фирмой NORINCO в 2000 г. как "тип 98G", однако позднее его стали называть "тип 99", а в серийном производстве, которое началось, предположительно, в 2005-2006 гг. именуется как "тип 99А1". Однако и это наименование может быть условным.

Китайский танк Тип 99А1 фото

Тип 99А1

Характерной особенностью внешнего вида нового танка яв-ляется броневая защита лобовой части башни, которая по внеш-нему виду сильно напоминает бронирование башни танков "Леопард-2А5/2А6". Бронирование имеет модульное исполнение. Верхняя лобовая броня корпуса также усилена за счет установки ДЗ, которая по внешнему виду больше напоминает российскую ДЗ "Контакт", чем китайскую FY. Всего установлено 38 блоков. Вооружение танка такое же, как и "Тип 98".

Эволюция разработки ОБТ тип 98 для создания нового семейства ОБТ тип 99.

Схема эволюции-модернизации китайских танков 3

Машина оснащена тепловизионными приборами командира и наводчика. В отдельных источниках сказано, что на танке установлен двигатель мощностью 1500 л.с.
Боевая масса танка возросла до 52 т. Дальнейшим развитием танка "Тип 99А1" является "Тип 99А2", который планируется изготавливать серийно после 2009 г.

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

Справочник по военной технике и вооружению

^ Наверх