Бронетранспортёр БТР-80А разработан конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством главного конструктора Мурашкина Е.А. и принят на вооружение в 1994 году. В основу конструкции БТР-80А были положены уже опробованные технические решения полноприводного, плавающего, колесного бронетранспортера БТР-80.

Совершенствование бронетранспортера проводилось в направлении повышения его огневой мощи. В результате внесенных изменений вес БТР-80А относительно БТР-80 увеличился на 900 кг и составляет 14500 кг.

btr80a 00 0001

Основной задачей БТР-80А является транспортировка личного состава и поддержка его огнем из штатного оружия. Бронетранспортер способен двигаться вслед за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Оборудован десятью посадочными местами для размещения и работы боевого расчета в составе командира отделения (машины), механика водителя, наводчика и семи мотострелков.

btr80a 00 0002

БТР-80А оснащен броневым корпусом с противопульной защитой, который служит для размещения боевого расчета, вооружения боеприпасов, агрегатов и механизмов машины, а так же специального оборудования и систем.

По назначению и расположению механизмов и оборудования машина условно разделена на три отделения: отделение управления, боевое отделение и отделение силовой установки.

btr80a 00 0003

Отделение управления расположено в носовой части корпуса машины. В нем расположены: место механика водителя с рычагами и педалями управления, щитком контрольных приборов, место командира машинами с радиостанцией и прибором наблюдения.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса и образовано сочетанием корпуса и башни.

Огневая мощь БТР-80А обеспечена установленной в башне 30-мм автоматической пушки 2А72 и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ.

Башенная установка оснащена комбинированным перископическим монокулярным прицелом, приборами наблюдения и механизмами наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях с ручными приводами. Под местами десанта по центру машины расположена раздаточная коробка трансмиссии.

В боевом отделении оборудованы укладки и места крепления для транспортировки личного оружия боевого расчета - двух ПК и 12-и коробок с боеприпасами для них, восьми автоматов, одного РПГ-7, двух изделий 9К34М, 9-ти гранат Ф-1 и одного сигнального пистолета. Для ведения огня боевым расчетом из личного оружия (пулеметов и автоматов) корпус машины оборудован специальными амбразурами. Для быстрого и удобного спешивания десанта каждый борт корпуса БТРа оборудован люками со створчатыми бронированными дверями.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-80А

Год принятия на вооружение                                                        1994
Боевая масса, т                                                                            14+3%
Экипаж + десант, чел.                                                                    2+8
Длина / ширина по гусеницам (экранам) / высота общая, мм          7700 / 2950 / 2800
Клиренс, мм                                                                                  475
Основное вооружение: марка, калибр, мм, тип                              2А72, 30-мм, автоматическая пушка
Техн. скорострельность, выстр./мин.                                             2А72 – не менее 300
Система подачи боеприпасов                                                        2А72 – двухленточная, раздельная
Углы вертикальной наводки, град.                                                 от - 5 до + 70
Боекомплект, выстр                                                                      300 (150 ОФЗ, 150 БТ)
ПТРК, марка / количество ракет на ПУ / боекомплект, шт.               нет
Пулеметы, количество - калибр, мм                                              ПКТ, 1- 7,62-мм
Количество патронов, шт.                                                              2000
Дымовые гранатометы, шт.                                                            6
Число амбразур десанта, шт                                                          8
Информационно-управляющая система                                         нет
Система управления огнем, состав                                               1ПЗ-9, ТНПЗ-42, ТКН-3МБ
Тип лобовой брони                                                                       стальная катанная
Наличие ФВУ                                                                               есть
Средства маскировки и РЭБ                                                         902В
Двигатель, тип, марка / макс. мощность стендовая, л.с.                дизельный, КАМАЗ-7403/ 260
Трансмиссия: тип, марка                                                              механическая, ступенчатая
Ходовая часть подвеска / гусеница                               независимая, на поперечных рычагах, торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / на плаву, км/ч               80 / 10
Удельная мощность, л.с./т                                                           18,5
Емкость топливных баков, л                                                       300
Запас хода по шоссе, км                                                              600
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см                         2,3-3,7
Авиатранспортабельность                          приспособлен к перевозке самолетами ВТА посадочным способом

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса бронетранспортера. В нем продольно установлен двигатель, сцепление, коробка передач, две аккумуляторные батареи, два топливных бака емкостью по 150 литров, водометный движитель, фильтровентиляционная установка. Вместе с двигателем установлены: масляный и водяной баки и радиаторы, вентилятор системы охлаждения, два генератора, стартер, топливный, воздушный и масляный фильтры, топливный водяной и масляный насосы.

Высокая подвижность бронетранспортера обеспечивается установленным на нем дизельным двигателем, полноприводной ходовой частью с независимой рычажно-торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами.

Двигатель дизельный, 4-тактный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения мощностью 260 л.с. Сцепление дисковое, с гидравлическим приводом. Коробка передач механическая, двухвальная с продольным расположением валов, имеет 5 передач вперед и одну назад.

Раздаточная коробка - механическая, имеет две передачи - прямую и понижающую, есть возможность принудительной блокировки мостов с места механика водителя.

Ходовая часть оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. На БТР-80А установлены бескамерные, пулестойкие, пневматические шины модели КИ-80Н. Это обеспечивает машине возможность движения при подрывах на противопехотных минах, многократных пулевых и осколочных пробитиях. Живучесть шины при этом зависит от скорости движения. При скорости 20 км/ч на шинах с "нулевым" давлением до их разрушения можно совершить марш не менее 200 км, а при скорости 40 км/ч - не менее 40 км. Высокие скоростные характеристики и улучшенные условия обитаемости экипажа и десанта обеспечивают возможность совершения длительных маршей на расстояние не менее 500 км.

БТР-80А приспособлен для авиатранспортирования. Для движения на плаву имеется водометный движитель с одним гребным винтом.
Защищенность БТР-80А обеспечена применением противопульной брони. На машине установлены устройства защиты боевого расчета от воздействия ударной волны и проникающей радиации, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ при эксплуатации машины на зараженной местности.

Кроме этого, корпус оборудован средствами связи, автоматической системой пожаротушения, средствами маскировки, водооткачивающими средствами и лебедкой для самовытаскивания.

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх