Бронетранспортёр БТР-80А разработан конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством главного конструктора Мурашкина Е.А. и принят на вооружение в 1994 году. В основу конструкции БТР-80А были положены уже опробованные технические решения полноприводного, плавающего, колесного бронетранспортера БТР-80.
Совершенствование бронетранспортера проводилось в направлении повышения его огневой мощи. В результате внесенных изменений вес БТР-80А относительно БТР-80 увеличился на 900 кг и составляет 14500 кг.
Основной задачей БТР-80А является транспортировка личного состава и поддержка его огнем из штатного оружия. Бронетранспортер способен двигаться вслед за танками,
с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Оборудован десятью посадочными местами для размещения и работы боевого расчета в составе командира отделения (машины), механика водителя, наводчика и семи мотострелков.
БТР-80А оснащен броневым корпусом с противопульной защитой, который служит для размещения боевого расчета, вооружения боеприпасов, агрегатов и механизмов машины, а так же специального оборудования и систем.
По назначению и расположению механизмов и оборудования машина условно разделена на три отделения: отделение управления, боевое отделение и отделение силовой установки.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса машины. В нем расположены: место механика водителя с рычагами и педалями управления, щитком контрольных приборов, место командира машинами с радиостанцией и прибором наблюдения.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса и образовано сочетанием корпуса и башни.
Вооружение БТР-80А
обеспечена установленной в башне 30-мм автоматической пушки 2А72 и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ.
Башенная установка оснащена комбинированным перископическим монокулярным прицелом, приборами наблюдения и механизмами наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях с ручными приводами. Под местами десанта по центру машины расположена раздаточная коробка трансмиссии.
В боевом отделении оборудованы укладки и места крепления для транспортировки личного оружия боевого расчета - двух ПК и 12-и коробок с боеприпасами для них, восьми автоматов, одного РПГ-7, двух изделий 9К34М, 9-ти гранат Ф-1 и одного сигнального пистолета. Для ведения огня боевым расчетом из личного оружия (пулеметов и автоматов) корпус машины оборудован специальными амбразурами. Для быстрого и удобного спешивания десанта каждый борт корпуса БТРа оборудован люками со створчатыми бронированными дверями.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-80А
Год принятия на вооружение 1994
Боевая масса, т 14+3%
Экипаж + десант, чел. 2+8
Длина / ширина по гусеницам (экранам) / высота общая, мм 7700 / 2950 / 2800
Клиренс, мм 475
Основное вооружение: марка, калибр, мм, тип 2А72, 30-мм, автоматическая пушка
Техн. скорострельность, выстр./мин. 2А72 – не менее 300
Система подачи боеприпасов 2А72 – двухленточная, раздельная
Углы вертикальной наводки, град. от - 5 до + 70
Боекомплект, выстр 300 (150 ОФЗ, 150 БТ)
ПТРК, марка / количество ракет на ПУ / боекомплект, шт. нет
Пулеметы, количество - калибр, мм ПКТ, 1- 7,62-мм
Количество патронов, шт. 2000
Дымовые гранатометы, шт. 6
Число амбразур десанта, шт 8
Информационно-управляющая система нет
Система управления огнем, состав 1ПЗ-9, ТНПЗ-42, ТКН-3МБ
Тип лобовой брони стальная катанная
Наличие ФВУ есть
Средства маскировки и РЭБ 902В
Двигатель, тип, марка / макс. мощность стендовая, л.с. дизельный, КАМАЗ-7403/ 260
Трансмиссия: тип, марка механическая, ступенчатая
Ходовая часть подвеска / гусеница независимая, на поперечных рычагах, торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / на плаву, км/ч 80 / 10
Удельная мощность, л.с./т 18,5
Емкость топливных баков, л 300
Запас хода по шоссе, км 600
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см 2,3-3,7
Авиатранспортабельность приспособлен к перевозке самолетами ВТА посадочным способом
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса бронетранспортера. В нем продольно установлен двигатель, сцепление, коробка передач, две аккумуляторные батареи, два топливных бака емкостью по 150 литров, водометный движитель, фильтровентиляционная установка. Вместе с двигателем установлены: масляный и водяной баки и радиаторы, вентилятор системы охлаждения, два генератора, стартер, топливный, воздушный и масляный фильтры, топливный водяной и масляный насосы.
Высокая подвижность бронетранспортера обеспечивается установленным на нем дизельным двигателем, полноприводной ходовой частью с независимой рычажно-торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами.
Двигатель
Двигатель дизельный, 4-тактный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения мощностью 260 л.с. Сцепление дисковое, с гидравлическим приводом. Коробка передач механическая, двухвальная с продольным расположением валов, имеет 5 передач вперед и одну назад.
Раздаточная коробка - механическая, имеет две передачи - прямую и понижающую, есть возможность принудительной блокировки мостов с места механика водителя.
Ходовая часть оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. На БТР-80А установлены бескамерные, пулестойкие, пневматические шины модели КИ-80Н. Это обеспечивает машине возможность движения при подрывах на противопехотных минах, многократных пулевых и осколочных пробитиях. Живучесть шины при этом зависит от скорости движения. При скорости 20 км/ч на шинах с "нулевым" давлением до их разрушения можно совершить марш не менее 200 км, а при скорости 40 км/ч - не менее 40 км. Высокие скоростные характеристики и улучшенные условия обитаемости экипажа и десанта обеспечивают возможность совершения длительных маршей на расстояние не менее 500 км.
БТР-80А приспособлен для авиатранспортирования. Для движения на плаву имеется водометный движитель с одним гребным винтом.
Защищенность БТР-80А обеспечена применением противопульной брони. На машине установлены устройства защиты боевого расчета от воздействия ударной волны и проникающей радиации, от радиоактивной пыли,
бактериальных средств, отравляющих веществ при эксплуатации машины на зараженной местности.
Кроме этого, корпус оборудован средствами связи, автоматической системой пожаротушения, средствами маскировки, водооткачивающими средствами и лебедкой для самовытаскивания.
В статье использованы материалы из книги:
Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ