Разработка бронетранспортера БТР-80 была начата в 1977 году в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством главного конструктора Мухина. В основу конструкции БТР-80 были положены уже опробованные технические решения 4-осных полноприводных, плавающих, колесных бронетранспортеров БТР-60, БТР-70.

Совершенствование бронетранспортера проводилось в направлении повышения его подвижности, надежности, живучести колесного движителя, снижению габаритных размеров.

БТР 80 на испытаниях в Кубинке фото 1

В период с 1980 по 1981г. БТР-80 проходил полигонные испытания. После всесторонних испытаний и доработок бронетранспортер был принят на вооружение в 1982 году под индексом БТР-80.

Основной задачей БТР-80 является транспортировка личного состава и поддержка его огнем из штатного оружия. Бронетранспортер способен двигаться вслед за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Оборудован десятью посадочными местами для размещения и работы боевого расчета в составе командира отделения (машины), механика водителя, наводчика и семи мотострелков.

По назначению и расположению механизмов и оборудования машина условно разделена на три отделения: отделение управления, боевое отделение и отделение силовой установки.

Отделение управления расположено в носовой части корпуса машины. В нем расположены: место механика-водителя с рычагами и педалями управления, щитком контрольных приборов, место командира машины с радиостанцией и прибором наблюдения. Боевое отделение расположено в средней части корпуса. Отделение силовой установки находится в кормовой части корпуса.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАК-ТЕРИСТИКИ БТР-80

Год принятия на вооружение                                                                  1982
Боевая масса, т                                                                                      13,6+3%
Экипаж + десант, чел.                                                                           2+8
Длина / ширина по гусеницам (экранам) / высота общая, мм                  7700 / 2900 / 2410
Клиренс, мм                                                                                          475
Основное вооружение: марка, калибр, мм, тип                                      КПВТ, 14,5-мм, крупнокалиберный пу-лемет
Техн. скорострельность, выстр./мин.
Система подачи боеприпасов                                                               ленточная
Углы вертикальной наводки, град.                                                        от - 4 до + 60
Боекомплект, выстр 500
ПТРК, марка / количество ракет на ПУ / боекомплект, шт.                      нет
Пулеметы, количество - калибр, мм                                                       ПКТ, 1- 7,62-мм
Количество патронов, шт.                                                                     2000
Дымовые гранатометы, шт.                                                                    6
Число амбразур десанта, шт                                                                  8
Информационно-управляющая система                                                 нет
Система управления огнем, состав                                                      1ПЗ-7, ТКН-3МБ
Тип лобовой брони                                                                               стальная катанная
Наличие ФВУ                                                                                        есть
Средства маскировки и РЭБ                                                                  902В
Двигатель, тип, марка / макс. мощность стендовая, л.с.                        дизельный, КАМАЗ-7403/ 260
Трансмиссия: тип, марка                                                                      механическая, ступенчатая
Ходовая часть подвеска / гусеница                                                      независимая, на поперечных рычагах, торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / на плаву, км/ч                       80 / 10
Удельная мощность, л.с./т                                                                   19,1
Емкость топливных баков, л                                                                300
Запас хода по шоссе, км                                                                      600
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см                                  2,3-3,7
Авиатранспортабельность                                                 приспособлен к перевозке самолетами ВТА посадочным способом

ВООРУЖЕНИЕ:

Огневая мощь машины обеспечена башенной пулеметной установкой БПУ-1 предназначенной для поражения живой силы, легкобронированной техники и борьбы с низколетящими воздушными целями. В башне размещены крупнокалиберный 14,5-мм пулемет Владимирова танковый (КПВТ) и спаренный с ним 7,62-мм пулемет Калашникова танковый (ПКТ). Башенная установка оснащена комбинированным перископическим монокулярным прицелом, приборами наблюдения и механизмами наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях с ручными приводами. В корпусе расположены места десанта. Под местами десанта по центру машины расположена раздаточная коробка трансмиссии. В боевом отделении оборудованы укладки и места крепления для транспортировки личного оружия боевого расчета - двух ПК и 12-и коробок с боеприпасами для них, восьми автоматов, одного РПГ-7, двух 9К34М, 9-ти гранат Ф-1 и одного сигнального пистолета. Для ведения боевым расчетом прицельного огня из личного оружия (пулеметов и автоматов) корпус машины оборудован специальными амбразурами. Для быстрого и удобного спешивания десанта каждый борт корпуса БТРа оборудован люками с двухстворчатыми бронированными дверями.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса бронетранспортера. В нем продольно установлен двигатель, сцепление, коробка передач, две аккумуляторные батареи, два топливных бака емкостью по 150 литров, водометный движитель, фильтровентиляционная установка. Вместе с двигателем установлены: масляный и водяной баки и радиаторы, вентилятор системы охлаждения, два генератора, стартер, топливный, воздушный и масляный фильтры, топливный водяной и масляный насосы.

Подвижность. Высокая подвижность бронетранспортера обеспечивается установленным на нем дизельным двигателем, полноприводной ходовой частью с независимой рычажно-торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами.

ДВИГАТЕЛЬ:

Двигатель КАМАЗ-7403, дизельный, 4-тактный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения мощностью 260 л.с. Сцепление дисковое, с гидравлическим приводом. Коробка передач механическая, двухвальная с продольным расположением валов, имеет 5 передач вперед и одну назад. Раздаточная коробка - механическая, имеет две передачи - прямую и понижающую, есть возможность принудительной блокировки мостов с места механика водителя.

Ходовая часть оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. На БТР-80 установлены бескамерные, пулестойкие, пневматические шины модели КИ-80Н.

btr80 00 0002

Дизельный двигатель КАМАЗ-7403

Это обеспечивает машине возможность движения при подрывах на противопехотных минах, многократных пулевых и осколочных пробитиях. Живучесть шины при этом зависит от скорости движения. При скорости 20 км/ч на шинах с «нулевым» давлением до их разрушения можно совершить марш не менее 200 км, а при скорости 40 км/ч - не менее 40 км. Высокие скоростные характеристики и улучшенные условия обитаемости экипажа и десанта обеспечивают возможность совершения длительных маршей на расстояние не менее 500 км.
БТР-80 приспособлен для авиатранспортирования. Для движения на плаву имеется водометный движитель с одним гребным винтом.

БТР 80 на испытаниях на водоеме в Кубинке фото 2

БТР-80 на плаву

 

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА:

Защищённость БТР-80 обеспечена применением противопульной брони. На машине установлены устройства защиты боевого расчета от воздействия ударной волны и проникающей радиации, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ при эксплуатации машины на зараженной местности.

Кроме этого, машина оборудована средствами связи, автоматической системой пожаротушения, средствами маскировки, водооткачивающими средствами и лебедкой для самовытаскивания.

Схема БТР 80 рисунок 1

Схема БТР-80:
1 - волноотражательный щиток; 2 – смотровой люк механика – водителя; 3 – осветитель ОУ-3ГА2М; 4 – крышка люка механика – водителя; 5 – амбразура; 6- ; 7 – нижняя и верхняя створки двери бокового люка; 8 – крышка верхнего люка; 9 - колпак воздухозаборника ФВУ; 10 – коробка пе-редач; 11- сцепление; 12– двигатель; 13 - ; 14 – радиатор; 15 – вентиля-тор; 16 – топливный бак; 17 – предпусковой подогреватель; 18 - корпус водометного движителя; 19 – мост 3 и 4; 20 – раздаточная коробка
Схема трансмиссии:
10 – коробка передач; 11 – сцепление; 12 – двигатель; 17 – гребной винт; 18 – корпус водометного движителя; 20 – раздаточная коробка;. 21 – ко-лесный редуктор; 22 – редуктор лебедки.

Производство БТР-80 значительно дешевле производства гусеничных аналогов, так как, в основном, базируется на узлах и агрегатах выпускаемых автомобильной промышленностью. Ресурс до капитального ремонта в три раза превышает ресурс гусеничных машин. Кроме того, высокие показатели средних скоростей движения по дорогам, запаса хода, надежности колесного движителя и его живучести при боевых повреждениях, делает эту машину одной из наиболее широко используемых в различных подразделениях (сухопутные войска, мобильные подразделения, воздушно десантные войска и войска морской пехоты, подразделения внутренних войск и т.д.).

 

МОДИФИКАЦИИ БТР 80

Модификации БТР 80 схема 1

На базе БТР-80 созданы командирская машина «Куница», бронированная разведывательно-дозорная машина «Ракета», бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Соплеменник», машина управления артиллерийским огнем «Капустник-Б», самоходное артиллерийское орудие САО 2С23 «Нона СВК», разведывательная химическая машина РХМ-4, унифицированное колесное шасси К1Ш1. Унифицированное колесное шасси К1Ш1 использовано для создания командно-штабной машины "Дебютант", бронированной медицинской машины "Симфония", машин связи "Зенит-Б", "Зенит - ШМ", "Сура - БК", "Гранит".

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх