Французская  БМП АМХ-10Р фото 2

В середине 1960-х годов по требованиям французской армии началась разработка специальной машины пехоты, предназначенной для совместных боевых действий с основным танком АМХ-30. В 1968 г. был собран первый опытный образец, в 1972 г. началось производство, а в следующем году первые машины AMX-10P были поставлены в войска.

Серийное производство машин осуществлялось в г. Роанне. К концу 1989 г. общий выпуск машин разных модификаций составил 1750 ед. Кроме французской армии машины поставлялись в Грецию (240 ед.), Саудовскую Аравию (350 ед.), Индонезию, Катар (30 ед.), Объединенные Арабские Эмираты (30 ед.), Ирак, Сингапур.

Французская  БМП АМХ-10Р компоновка, размеры схема 1

Машина AMX-10P выполнена по традиционной компоновочной схеме с размещением моторно-трансмиссионного отделения впереди справа, отделения управления слева в носовой части корпуса. В средней части корпуса установлена смещенная к левому борту двухместная низкопрофильная башня GIAT «Toucan» с основным вооружением. В ней место командира находится справа от пушки, а наводчика – слева. У каждого из них свой люк. В корпусе правее башни размещены 2 пехотинца лицами друг к другу.

Французская  БМП АМХ-10Р фото 3

Позади башни на индивидуальных сиденьях располагаются еще 6 пехотинцев – по двое вдоль бортов и двое в корме машины. Посадка в машину и спешивание стрелков производятся через большую кормовую аппарель с электромеханическим приводом. В ней имеются 2 двери, в каждой из которых есть амбразура для стрельбы из личного оружия.

В крыше десантного отделения размещены 2 больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в вертикальном положении, а также 7 перископических приборов: один впереди справа, по два вдоль бортов справа и слева, два сзади. Характерной особенностью компоновки является внешняя установка вооружения – 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. Пушка М693 имеет двухленточное питание для стрельбы осколочными или бронебойными выстрелами.

Французская  БМП АМХ-10Р Саудовской Аравии фото

AMX-10P в Саудовской Аравии

Темп огня из пушки – 700 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по типичным «пехотным» целям – 1500 м. В башне размещено 260 осколочных и 65 бронебойных боеприпасов, полностью готовых к стрельбе. Темп стрельбы из пулемета 900 выстр./мин, эффективная дальность стрельбы до 1000 м. Его боекомплект 2000 патронов (900 в башне), из которых 200 готовых к стрельбе. Соосно с пушкой и пулеметом установлен прожектор РН9А.

МОДИФИКАЦИИ:

- AMX-10P с ПТУР «Milan» (2 ПУ, боекомплект 10 ракет.);
- AMX-10PH (усовершенствованная серия);
- AMX-10P-25 (башня «Dragar» с 25-мм пушкой);
- AMX-10P модернизированная (нов. двигатель, стабилизатор вооружения и др.)
Зарубежных модификаций нет.
Машины созданные на базе AMX-10P:
- AMX-10P «Marine» (экспортный БТР для морской пехоты; 1982 г.);
- AMX-10PС (КШМ);
- AMX-10PAC90 (экспортная БМТВ с 90-мм пушкой);
- AMX-10HOT (самоходный ПТРК «Нot»);
- AMX-10TM (тягач для 120-мм миномета);
- AMX-10TMC-81 (81-мм миномет);
- AMX-10SAO, AMX-10VAO, AMX-10SAT (машины передовых артиллерийских наблюдате-лей);
- AMX-10AMB (санитарная машина);
- АМХ-10ЕСН (БРЭМ);
- транспортёр 155-мм боеприпасов;
- AMX-10RATAC (развед. машина с РЛС);
- AMX-10P учебная машина;
- AMX-10VFA/VFL/SAF (машины СУО «Атила»).

Часть линейных БМП АМХ-10Р, состоящих на вооружении, комплектуются двумя пусковыми установками ПТРК «Милан» с общим, размещенным в корпусе боекомплектом – 10 ракет. При необходимости пусковые установки могут монтироваться на корпусе – по одной с каждой стороны. Бронирование машины противопульное. Корпус и башня машины сварные, изготовлены из алюминиевого сплава. Для защиты от оружия массового поражения в машине установлена ФВУ коллекторного типа (в корпусе у правого борта) и автоматическая быстродействующая система ППО с огнетушащим составом «Галон 1301». В задней части крыши корпуса неподвижно смонтированы два сдвоенных блока дымовых гранатометов калибра 80 мм, стрельбу из которых ведет командир машины. Использование ТДА не предусмотрено. Защитная окраска машины деформирующая или однотонная.

Французская  БМП АМХ-10Р фото на учениях фото  4

БМП AMX-10P на учениях

На рабочем месте командира установлен прицел М371 с 1 и 6-кратным увеличениями. Снаружи имеется зенитный прицел прямого наблюдения. Наводчик пользуется комбинированным перископическим прицелом ОВ40 (дневная ветвь с 6-кратным, ночная – с 5-кратным увеличением; поля зрения соответственно составляют 10 и 7 градусов). Вместо прицела ОВ40 машина может комплектоваться дневным прицелом М406 с 2-х и 6-кратным увеличениями, который для стрельбы ночью заменяется ночным прицелом ОВ37 с 6-кратным увеличением, работающим на принципе усиления изображения. У командира и у наводчика для кругового обзора имеется по 7 призменных приборов.

Приводы наведения башни и пушки электромеханические с ручным дублированием. Управление оружием возложено на наводчика. Командир также имеет возможность вести прицельный огонь. На машине отсутствуют: стабилизатор вооружения, тепловизор и баллистический вычислитель. Для измерения дальности используется оптический дальномер. Предусмотрено целеуказание наводчику от командира машины. Углы наведения оружия в вертикальной плоскости составляют от -8 до +50 градусов. Скорость переброса в горизонтальной плоскости при использовании электрического привода 50 градусов в секунду.

Французская  БМП АМХ-10Р схема 2

Вариант с 90 мм пушкой на базе   БМП АМХ-10Р

AMX-10PAC90 (с 90-мм пушкой)

Машина имеет высокие показатели подвижности. Максимальная скорость движения по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 600 км (вме-стимость топливных баков 528 л). В единую блочную моторно-трансмиссионную установку собраны V-образный 8-цилиндровый многотопливный дизель «Испано-Сюиза» HS-115 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханическая трансмиссия. При скорости вращения коленчатого вала 3000 об./мин двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.). Его производство организовано компанией "Рено", на первых машинах стояли дизели мощностью 260 л.с, но в дальнейшем их форсировали. Пуск двигателя осуществляется электростартером или сжатым воздухом.

Трансмиссия обеспечивает 4 передачи переднего и 1 заднего хода. Она включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом и двухпоточный МПП дифференциального типа. Простая двухвальная коробка передач с синхронизаторами имеет предселекторный привод переключения передач. Забор воздуха для питания двигателя и охлаждения МТУ производится через жалюзи в крыше корпуса, выброс отработавших газов и горячего воздуха – в правом борту.

Ходовая часть состоит из 5 односкатных обрезиненных опорных и 3 поддерживающих катков, передних ведущих и задних направляющих колес. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизато-рами на 1-х и 5-х катках. Гусеница с РМШ имеет съемные резиновые подушки. Машина плавающая, движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели. Перед входом в воду водителем включаются 2 водооткачивающих насоса (один в МТО, другой в десантном отделении) и поднимается волноотражательный щиток на носу корпуса. Однако АМХ-10Р может выпускаться и в неплавающем варианте.

После начала серийного производства в конструкцию БМП были внесены некоторые изменения. Эта усовершенствованная машина обо-значается как AMX-10PH (H – haut). Высота её корпуса была увеличена приблизительно на 100 мм для улучшения эргономических условий экипажа. Также изменили место крепления дымовых гранатометов – они смонтированы на башне справа и слева. Кроме того, был убран перископический прибор наблюдения для переднего обзора и предусмотрена корзина для имущества на крыше корпуса.

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх