БТР  LAV-25 Пиранья фото 2

Cобытия в в районе Персидского залива в 1978-1980 годах побудили руководство США сформировать Силы быстрого развертывания (СБР). Новые войска должны были обладать высокой мобильностью и огневой мощью.

Для перевозки пехоты и огневой поддержки войск подразделениям СБР требовались колесные боевые машины-амфибии высокой проходимости, обладающие хорошей защищенностью и огневой мощью. Основой СБР должна была стать морская пехота, и поэтому в рамках командования корпуса морской пехоты в 1980 году было образовано управление LAV (Light Armored Vehicle – легкобронированная машина), отвечавшее за проведение конкурса на новую боевую машину.

Боевая бронированная машина LAV-25 Пиранья размеры, компоновка

Одним из требований к новой боевой машине была возможность ее транспортировки по воздуху тяжелыми транспортными вертолетами СН-53 и по воде десантно-высадочными средствами на воздушной подушке LCAC.

После оценочных испытаний, проходивших в 1982 году, руководители управления LAV объявили победителем конкурса швейцарский бронеавтомобиль «Пиранья» 8х8 («Piranha» – пиранья) фирмы «MOWAG», который должна была производить по лицензии канадская компания «Дженерал Моторс оф Кэнэда» (GMC). Хотя окончательную сборку осуществлял завод фирмы GMC, ряд систем и вооружение производились в США. Так, башня с 25-мм пушкой была разработана и выпускалась американской фирмой «Delco».

Другая американская фирма, «Arrowpoint», отвечала за интеграцию системы управления огнем и вооружения в общую конструкцию LAV-25.

Первоначальный контракт предусматривал поставку КМП 969 БТР LAV в нескольких вариантах, но позже общее количество закупленных боевых машин на базе LAV было уменьшено до 759. Первые легкие БМП LAV-25 поступили на вооружение морской пехоты США в октябре 1983 г. для батальонов LAV (по 147 машин в каждом); по одному такому батальону было сформировано в составе каждой дивизии морской пехоты, окончание поставок – 1987 год. Кроме США LAV-25 состоит на вооружении в ВС Ав-стралии (поставлено 47 единиц), а модификации получили еще большее распространение.

БТР LAV-25 Пиранья в Ираке фото 3

Машина LAV-25 представляет собой шасси боевой машины «Пиранья» 8х8 с вооружением, установленным в разработанной фирмой «Delco Systems» двухместной вращающейся башне. В башне были смонтированы стабилизированные в двух плоскостях спаренные 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с готовым к стрельбе боекомплектом из 210 снарядов (еще 210 находятся в укладке в подбашенном отделении) и 7,62-мм пулемет (общий боезапас 1200 патронов). Углы возвышения оружия от -10° до +60°.

На лобовой части башни установлены два блока дымовых гранат М257 (по четыре в каждом, боекомплект 8 гранат L8А1). В корпусе бронеавтомобиля размещены также 4050 5,56-мм патронов к штурмовым винтовкам M16A2 для десанта. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибром 7,62 или 12,7 мм. Командир и наводчик используют стабилизированные в вертикальной плоскости комбинированные прицелы для дневного и ночного видения, при этом у наводчика имеются лазерный дальномер и тепловизор, изображение от которого может выводиться на дисплей командира. Помимо этого, на крыше башни установлены перископические приборы наблюдения: 7 у командира и 1 у наводчика. Башня LAV-25 несколько смещена влево.

Корпус герметичный сварной, из листов высокопрочной стали, защищающей от 7,62-мм пуль и легких осколков. МТО находится впереди справа, слева расположено место механика-водителя. Перед его люком смонтированы 3 перископических прибора наблюдения, один из которых (центральный) может заменяться на ночной пассивный прибор. В корме находится десантное отделение для размещения шести полностью экипированных солдат, которые могут пользоваться двумя люками в кормовом листе и еще двумя в крыше. Десантники могут вести наблюдение через 6 перископов, два из которых смонтированы в кормовых дверях. В левом борту середины корпуса расположен люк для аварийного покидания машины экипажем. Амбразуры для личного оружия отсутствуют, но на машинах последних выпусков они все-таки были установлены.

Машина оборудована ФВУ с индивидуальными масками М8А1 и системой предупреждения о применении ОМП М43А1. Движение по воде осуществляется при помощи двух гребных винтов, расположенных в задней части корпуса, управление происходит с помощью четырех специальных рулей.

Для предохранения от забрызгивания имеется поднимаемый с помощью пневмоцилиндров водоотбойный щиток. На машине установлен дизель с турбонаддувом Детройт 6V-53T мощностью 275 л.с. и автоматическая трансмиссия Аллисон MT653 с 5 передачами движения вперед и одной назад, и отбором мощности на два гребных винта. Подвеска колес – независимая торсионная со спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами. 4 передних колеса могут отключаться от трансмиссии. Колеса фирмы «Мишлен» имеют по две независимые камеры, шины армированы. Тормоза – пневмогидравлические.

боевая бронированная машина LAV-25 Пиранья  в варианте ПТРК TOW

LAV-AT (самоходный ПТРК «TOW»)

Командование МП ставило перед подразделениями, вооруженными LAV-25, следующие тактические задачи:

- огневая поддержка пехоты в обороне и наступлении;
- огневая поддержка мотопехоты на гусеничных бронетранс-портерах-амфибиях AAV7A1 в составе полковой механизированной группы;
- разведывательные и диверсионные действия за линией фрон-та, инженерная разведка обороны противника.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ LAV-25

Год принятия на вооружение 1982
Боевая масса, т 12,8
Экипаж + десант, чел. 3 + 6
Длина, мм / Ширина по гусеницам (экранам), мм / Высота общая, мм 6393 / 2500 / 2692
Клиренс, мм 500
Основное вооружение: марка, калибр, мм, тип 25-мм авт. Пушка 2 пулемета 7,62 мм (спарен. и зенитн.)
Техн. скорострельность, выстр./мин.
Система подачи боеприпасов ленточное питание
Тип питания
Углы вертикальной / гориз. наводки, град. -10 +60 / 360
Боекомплект, выстр 420 (25), 1620 (7,62)
ПТРК, марка / количество ракет на ПУ / боекомплект, шт.
Дымовые гранатометы, шт. 8 (2х4)
Число амбразур десанта, шт 4
Информационно-управляющая система SINCGARS, AN/PRC-68
Система управления огнем, состав Есть (в т.ч. стабилизатор вооружения)
Тип лобовой брони Противопульная
Наличие ФВУ Есть
Средства маскировки и РЭБ
Двигатель, тип, марка / макс. мощность, л.с. Дизельный ,GM 6V-53T / 275
Трансмиссия: тип, марка ГМТ,"Аллисон", МТ-653 DR
Ходовая часть / подвеска Колесная (8х8) / 4 передн. - пружинн., 4 задних - торсионн
Максимальная скорость по шоссе, км/ч / на плаву, км/ч 100 / 9,7
Удельная мощность, л.с./т 21,5
Емкость топливных баков, л 204
Запас хода по шоссе, км 668
Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см …
Динамический ход подвески, мм ….
Авиатранспортабельность Да

Наряду с предложениями по разработке новых вариантов LAV, по результатам опытной эксплуатации нарекания вызвали: отсутствие встроенных в выхлопную систему двигателя генераторов дыма, электро-гидравлические приводы башни (замена их полностью электрическими повышала скорость наведения и уменьшала уровень шума), отсутствие внешних топливных баков и ряд других. Большинство пожеланий заказчика в дальнейшем было учтено.

МОДИФИКАЦИИ:

- LAV-25 (опытный вариант с ПТУР «Тоу»);
- LAV-25 с дополнительным бронированием (опытная);
Зарубежные модификации:
- ASLAV-25 (8х8) (вариант для ВС Австралии);
- «Бизон» (БТР ВС Канады, 1990 г.);
- «Пиранья II» (БМП ВС Саудовской Аравии, 1993 г.);
- «Пиранья II» (БМП ВС Швеции).

боевая бронированная машина LAV-25 Пиранья с новым комплексом наблюдения и идентификации целей

Комплекс LAV-ATWS оснащен новой системой наблюдения, включая обновленный тепловизионный прицел и систему идентификации цели.

 

Машины, созданные на базе LAV-25:
- LAV-С (машина управления и связи);
- LAV-A (санитарная машина);
- LAV-R (БРЭМ);
- LAV-F (ремонтная машина);
- LAV-AT (самоходный ПТРК «TOW»);
- LAV-M (самоходный 81-мм/107-мм миномет);
- LAV-MARV (машина охраны аэродромов, 1989 г.);
- LAV-MEWSS (машина РЭБ, 1985 г.);
- LAV-L (транспортная машина тылового обеспечения);
- LAV-105 (LAV-AG; машина огневой поддержки с 105-мм пуш-кой);
- LAV-AD (самоходный ЗРАК, 1983 г.);
- LAV-AD (MWS; самоходный ЗРАК, 1984 г.);
- LAV-AD (самоходный ЗРАК с башней «Блейзер», 1990 г.);
- М1047 (самоходный универсальный ракетный комплекс, 1992 г.);
- LAV-CCSLEP (опытный самоходный ЗРК «Чапаррэл»);
- LAV-S (машина обеспечения).

 

В статье использованы материалы из книги:

Информационно-аналитический сборник
«Современная бронетанковая техника армий иностранных государств»
38 НИИИ МО РФ

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх