Танк Т-62 или шестьдесят двойка

В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием нового танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года. Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий.

По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц (в Чехословакии Т-62 строили еще до 1978 года.

СОДЕРЖАНИЕ:

-Вооружение

-Ходовая часть

-ОПВТ

-Характеристики

-Модификации 

Танк Т 55 - предшественник Т-62

Танк Т-55

Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме — силовое.

Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя — 60°, нижняя — 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше. Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов

Колонна Т-62 в движении на Даманском

Т-62 на Дальнем Востоке во время конфликта на о.Даманский, 1969 г.
Фото www.lenta.ru

Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм , а над моторно-трансмиссионным отделением - 16 мм . Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.

Танк Т-62  фото

В отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света.

Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего. В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки.

Танк Т 62 в музее

Танк Т-62 в Музее отечественной военной истории
Фото ru.wikipedia.org

Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение — до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м. Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других — перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует больших усилий.

 

Прицел танка Т-62 схемаТелескопический прицел ТШ2Б-4

На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения ТПН1–41–11. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ.

Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом, который установлен перед люком.

Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы — 5800 м. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка.

Танк Т62 фото 2

Гладкоствольная пушка У5-ТС

При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Боекомплект Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30', и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз. От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад.

 

Ангары с Т-62 вьетнамской армии

Т-62 на вооружении у Вьетнама

В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков (на борт), выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами.

Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее - более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм , но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг , а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг .

Т-62 оборудован термической дымовой аппаратурой (ТДА) многократного действия. В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Непросматриваемая длина дымовой завесы составляет 250–400 м. Стойкость дымовой завесы до 2–4 мин, продолжительность одного дымопуска — до 10 мин. Расход дизельного топлива — 10 л/мин.

Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем. Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же, как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских/российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.

Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки.
Для преодоления глубоких водных преград имеется оборудование для продводного вождения танка (ОПВТ).Это оборудование обеспечивает преодоление танком по дну водных преград глубиной до 5 и шириной до 700 м, а также ведение боевых действий после выхода из воды без проведения каких-либо работ, требующих покидания экипажем танка. Комплект оборудования для подводного вождения состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк в предвидении преодоления водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего.

Жалюзи на выхлопном коллекторе Т-62

Система удаления выхлопных газов оборудована крышечками для ее герметизации при преодолении водных преград
Фот tankimira.life

Танки Т-62 поступали на вооружение многих армий, в том числе Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Эфиопии, Ирака, Ливии, Сомали, Вьетнама и как трофейный — Израиля. В составе сирийских и египетских войск участвовали в боях с израильтянами в 1967 и 1973 годах.

Китайская реплика советского танка Т-62

Усовершенствованный «клон» советского танка Т-62 "Чонма-216" в КНДР

 

ТТХ Т-62

Боевая масса, т 37,5
Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперед 9335
Ширина 3300
Высота 2395
Клиренс 430
Броня, мм: 15-242
Лоб корпуса 100
Борт корпуса 15-79
Корма 46
Лоб башни 242
Борт башни 153
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,76
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Подъем, град. 32
Высота стенки, м 0,80
Ширина рва, м 2,85
Губина брода, м 1,40 (с ОПВТ-5)

Т-62 в Афганистане (Кабул)

Т-62 Афганской национальной армии в Кабульском военном учебном центре

 

Т-62 фото 3

Средний танк Т-62

МОДИФИКАЦИИ:

Т-62 базовый танк
Т-62А установлена новая литая башня и нарезная 100-мм пушка с улучшенными характеристиками по сравнению с Д-10Т2С. Для удаления стрелянных гильз на машине установлен механизм их выброса через кормовой люк башни. Танк серийно не выпускался.
Т-62К дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, коротковолновая радиостанция и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте, при этом уменьшился боекомплект пушки и пулемета, изменено размещение ЗИПа.
Т-62Д Дополнительно бронированы корпус, башня, днище и установлены бортовые резиновые экраны, а также установлен комплекс активной защиты «Дрозд».
Т-62Д-1 Вариант с дизелем В-46-5М
Т-62М установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Введена гусеница от танка Т-72. На танке установлен лазерный дальномер КТД-2 (КТД-1), баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух.
Т-62М-1 Вариант с двигателем В-46-5М
Т-62М1 без комплекса управляемого вооружения - (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса - Т-62М1-2 ( с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-2-1 ).
Т-62МВ Установлена навесная динамическая защита, теплозащитный кожух на пушке, дополнительно бронировано днище и установлены бортовые резиновые экраны толщиной 10 мм, установлена система управления огнем «Волна», лазерный дальномер КТД-2 и баллистический вычислитель БВ-62.
Т-62МВ-1 Вариант танка с дизелем В-46-5М

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх