Уже с 1946 года задачи, поставленные Полигону, и направления его деятельности стали расширяться и углубляться в связи с резким изменением военно-политической обстановки в мире после известного заявления Черчилля в Фултоне.

Применение США атомного оружия и появление других новых средств поражения привело к необходимости обоснования разработки принципиально новых образцов бронетанковой техники, способной вести боевые действия в условиях применения средств массового поражения, доработки серийной техники в этом направлении. Немаловажной задачей была задача хранения имеющейся бронетанковой техники в постоянной боевой готовности.

С учетом значительного увеличения испытательных и научно-исследовательских работ к 1947 году назрела необходимость изменения штата Полигона.

Директивой Генерального штаба ВС № ОРТ/4/461876 от 24.03.47 г. Научно-испытательный Автобронетанковый Полигон был преобразован в Научно-исследовательский испытательный Бронетанковый Полигон с увеличением численности до 1132 человек (генералов – 6, офицеров – 300, сержантов и солдат – 591, рабочих и служащих – 235).

За счет разукрупнения существующих отделов и создания новых, число научно- исследовательских испытательных отделов увеличилось до 14.

Приведенный ниже перечень отделов и их специализация соответствовали задачам Полигона того времени:
- испытаний танков и самоходно-артиллерийских установок;
- испытаний бронеавтомобилей и вспомогательных машин;
- войскового ремонта;
- испытаний танкового вооружения;
- радиолокации и специальной техники;
- огневых испытаний;
- испытаний и исследований силовых установок;
- испытаний горюче-смазочных материалов;
- эксплуатации танков, САУ и бронемашин;
- испытаний и исследований брони, бронекорпусов и материалов;
- обобщения и исследований опыта эксплуатации трансмиссий, ходовой части и вспомогательной аппаратуры;
- исследований теплопередач;
- редакционно-издательский отдел.

Одновременно с преобразованием Полигона, вместо испытательного танкового батальона и испытательного дивизиона САУ формируется испытательный танкосамоходный батальон.

6 00 0013

Первое поколение молодых испытателей послевоенного периода. 1945 г.

Основными источниками пополнения Полигона офицерскими кадрами была Академия бронетанковых и механизированных войск, танкотехнические училища и офицеры из войск, проявившие в своей службе интерес к введению новшеств и проявляющие в этом направлении инициативу. На Полигон направляли также необходимых специалистов из других академий и училищ, таких как артиллерийские, инженерные, связи, тыла и транспорта.

Только в первые четыре года после окончания войны на Полигон прибыло около 100 офицеров - выпускников академий и училищ. Все они, как правило, были участниками Великой Отечественной войны, с фронтовым опытом и глубокой военной и инженерной подготовкой.

Плодотворной работе Полигона по анализу и обобщению опыта мирового танкостроения способствовало сосредоточение на нем всех основных образцов отечественной трофейной и иностранной техники, применявшейся в годы войны. Было собрано более 100 образцов военной техники, которые в последующем стали основой для создания Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.

В 1945-1949 годах был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по изучению конструкций образцов иностранной бронетанковой техники, выявлению оригинальных и передовых конструктивных и технологических решений, их оценке, определению возможности реализации в отечественном танкостроении.

Другой комплекс работ включал в себя анализ и обобщение материалов периода Отечественной войны по вопросам эксплуатации, ремонта, обслуживания, огневым показателям и надежности бронетанковой техники.

В рамках этих работ были составлены подробные описания образцов танков с чертежами и поверочными расчетами, анализом конструкции.

Были изданы обобщающие отчеты с оценкой конструкций: двигателей, коробок передач, механизмов поворота, гусениц, опорных катков, приводов управления, состава брони, сальниковых уплотнений, прицелов и приборов наблюдения, средств связи и многих других узлов, агрегатов и систем. Было проведено исследование немецкого синтетического топлива для танковых двигателей.

В рамках этих работ выпущено и доведено до заводов более 120 технических документов в виде отчетов, справочников, альбомов и комплектов чертежей.

С целью подтверждения расчетных данных Полигон проводил натурные испытания образцов в целом, а их основных агрегатов – в лабораторных условиях. Были испытаны трофейные немецкие танки, американские М-24, М-42А2-76, Т-26-Е3, минный трал "Шерман-Краб", английские – "Черчилль", "Комета", огнеметные установки "Крокодил" и "Оса", а также другие образцы.

К наиболее интересным конструктивным решениям, выявленным в ходе изучения и анализа, и в дальнейшем рекомендованным для применения в отечественном танкостроении относятся:
- гусеницы с резинометаллическими шарнирами;
- конструкция опорных катков;
- фрикционные элементы, работающие в масле;
- наплавка сверхтвердых сплавов на зубья шестеренчатых передач;
- гидравлические передачи;
- гидроприводы управления;
- гидростатические передачи в приводах наведения башен и пушек;
- командирские системы управления и наведения оружия в цель;
- качество оптики, конструкции прицелов, приборов наблюдения и многое другое.

Своевременность и актуальность выполненных работ была подтверждена не только их использованием при разработке бронетанковой техники первого послевоенного поколения, но и при разработке машин последующих поколений.

Одной из основных функций Полигона была функция контроля над производством серийной бронетанковой техники, осуществляемая в виде регулярных гарантийных испытаний. Объективность и принципиальность испытателей при оценке результатов способствовала повышению качества выпускаемой продукции, укреплению роли и авторитета Полигона.

Непосредственную работу на машинах выполнял технический персонал, который наблюдал за ходом испытаний, вел систематическую запись показаний приборов, выполнял операции, предусмотренные программой испытаний.

Испытания серийных образцов танков, самоходно-артиллерийских установок и других боевых и специальных машин в форме гарантийных и специальных испытаний занимали в первый послевоенный период до 50 % всего объема работ.

Гарантийные испытания бронетанковой техники той поры были основным эффективным и объективным средством оценки главного эксплуатационного показателя – надежности в пределах гарантийного пробега. При этом виде испытаний определялись и другие эксплуатационные и технические показатели, заявленные разработчиком при принятии танка или другой машины на вооружение: расходы топлива и масла, средние скорости движения, время на обслуживание, функционирование вооружения, кучность и меткость боя пушек и пулеметов, функционирование электрорадиооборудования и других систем.

Количество танков (САУ), выделяемых для гарантийных испытаний, назначалось заказчиком по согласованию с разработчиками и изготовителями бронетанковой техники. Это, как правило, один образец от объема квартальной программы завода или от определенной партии, например, один образец от 100 выпущенных заводом танков (САУ).

Наибольший объем составляли гарантийные испытания серийно выпускаемых образцов бронетанковой техники средней и тяжелой весовых категорий.

6 00 00006

Тяжелый танк ИС-3 на испытаниях по преодолению естественных препятствий.

Испытания проводит Борисов В.А., механик-водитель Федоров А.А.

Гарантийный пробег в те годы был определен от 1000 км до 2000 км в зависимости от типа образца и года принятия его на вооружение.

В течение 1946-1951 гг. гарантийным испытаниям было подвергнуто 96 единиц различных типов бронетанковой техники, в том числе:
- танков – Т-34-85 – 22 ед., Т-44 – 14 ед.; Т-54 – 26 ед., ИС-3 – 4 ед.; ИС-4 – 6 ед.;
- самоходных артиллерийских установок – ИСУ-152 и ИСУ-122 – 6 ед., СУ-76 – 1 ед.; АСУ–76 – 1 ед.; бронетранспортеров – БТР-152 – 1 ед.;
- мотоциклов – М-72 – 8 ед.
Развитие отечественной промышленности в послевоенные годы позволило сотрудникам Полигона разработать ряд комплексов ТРМ: в 50-е годы – на шасси ЗИС-151, в 60-е – на шасси ЗИЛ-157Е, в 70-е годы – на шасси ЗИЛ-131.
Особенно необходимо отметить работы Полигона по гарантийным испытаниям танка первого послевоенного поколения Т-54. Первые гарантийные испытания этого танка в 1947 году, проведенные Полигоном, выявили ряд принципиальных недостатков, прежде всего по надежности и проходимости. Замечания были настолько серьезные, что Полигон вышел с предложением о прекращении серийного производства этого танка до устранения недостатков. Предложение было принято.
В 1949 г., после устранения отмеченных недостатков, серийное производство танка Т-54 и его гарантийные испытания были возобновлены.
Одновременно с гарантийными испытаниями проводились испытания по определению надежности агрегатов танков и уточнению их характеристик.

Первые послевоенные годы были характерны большим количеством опытных и модернизированных образцов бронетанковой техники, представляемых на испытания заводами промышленности. Это в основном были образцы, разработанные в годы войны или в первые 2-3 года после ее завершения.

В 1946-1951 гг. Полигоном были проведены полигонные, контрольные и специальные испытания 48 образцов бронетанковой техники всех весовых категорий и различного назначения.

Вот небольшой перечень образцов, которые по результатам испытаний были по рекомендации Полигона приняты на вооружение и определили на многие годы вперед парк бронетанковой и специальной техники наших Вооруженных Сил, явились базовыми для разработки образцов разного функционального назначения:
- тяжелый опытный танк - объект «730» (Т-10);
- модернизированные тяжелые танки ИС-3 и ИС-4;
- средние танки Т-44 и Т-54;
- легкий танк - объект «740» (ПТ-76);
- самоходные артиллерийские установки ИСУ-152, СУ-100П, АСУ-76, АСУ-57;
- гусеничные бронетранспортеры: объект 750 (БТР-50П) и объект «112»;
- колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152;
- мотоциклы М-72;
- летучки с металлическим кузовом ТРМ-А, ТРМ-Б, ПРЗС, ЭГСМ.

Из числа испытанных Полигоном опытных образцов, но по разным причинам не рекомендованных для принятия на вооружение, имелись образцы с оригинальными конструктивными решениями отдельных систем и агрегатов, которые широко использовались конструкторами при проектировании новых машин.

Одним из таких образцов являлся тяжелый танк ИС-7 (объект 260) разработки КБ Кировского завода, главный конструктор Котин Ж.Я. На нем была установлена морская пушка калибра 130 мм с механизмом заряжания, двигатель мощностью 1050 л.с. с эжекционной системой охлаждения, восьмискоростная планетарная трансмиссия и внедрены другие оригинальные технические решения. Принятый на вооружение в 1953 г. тяжелый танк Т-10 много вобрал в себя от своего предшественника.

6 00 0006

Танк ИС-7

Испытания проводились в различных объемах: до выхода в капитальный ремонт; до наработки двигателем 250 часов, на 3500 км пробега, на 6000 км пробега.

Особенностью деятельности Полигона в послевоенные годы явилось и заметное расширение научной деятельности. Проведенные изучения иностранных танков и требования дальнейшего совершенствования отечественных танков вызвали необходимость в проведении ряда научно-исследовательских работ:

Основными НИР, выполненными Полигоном в первые послевоенные годы, были:
- обобщение материалов, характеризующих развитие бронетанковой техники в странах, принимавших участие во 2-й мировой войне (как по типам машин, так и по отдельным их механизмам и агрегатам);
- обобщение материалов по вопросам использования бронетанковой техники (эксплуатация, ремонт, обслуживание, надежность, боевые и огневые качества машин);
- исследование систем охлаждения современных танков и путей повышения эффективности их работы;
- анализ имеющихся материалов по вопросам исследований танковой брони и выявление лучших марок брони по противоснарядной стойкости, исследования значимости и действенности стрельбы из танков с ходу;
- исследование шумов, создаваемых работающим танком, и разработка предложений по их снижению;
- исследование возможности применения ИК техники для ведения прицельной стрельбы по источникам ИК света;
- исследования по выбору наиболее рациональной схемы стабилизации танкового вооружения;
- исследования влияния взрывной волны на живой организм, размещенный внутри танка, при снарядных попаданиях;
- исследования методов и способов консервации и опытного хранения танков, постановки танков на длительное хранение.

Всего за 1946-1951 гг. было выполнено 80 НИР, результаты которых были использованы при разработке новых и усовершенствовании серийных образцов бронетанковой техники.

Высокий уровень технической и специальной подготовки сотрудников Полигона позволял командованию ГБТУ поручать Полигону разработку эксплуатационной документации для повседневного использования в войсках. За пять послевоенных лет было разработано более 200 руководств по материальной части и обслуживанию, войсковому ремонту различных образцов отечественной, трофейной и иностранной бронетанковой техники, наставлений, инструкций по их использованию в войсках.

В ноябре 1950 года во исполнение Директивы Генерального штаба ВС СССР № ОРТ/4/396622 вводится новый штат № 16/14. Штат предусматривал создание в научно-исследовательских испытательных отделах 30 научных лабораторий. Кроме этого на базе учебно-опытного парка Полигона формировалась по самостоятельному штату 568 База хранения БТТ с подчинением начальнику Полигона. Общая численность Базы составляла 220 человек (офицеров – 21; солдат и сержантов – 188; рабочих и служащих – 11).
Штатом № 16/301, введенным Директивой Генерального штаба ВС СССР 18 февраля 1953 года общая численность личного состава Полигона была увеличена до 1325 человек (офицеров – 368; солдат и сержантов – 717; рабочих и служащих – 240).

Начало пятидесятых годов характеризуется появлением на мировой арене Объединенных вооруженных сил НАТО, и созданной им в противовес Организации Варшавского договора.

В 50-е годы начала создаваться система всесторонних государственных испытаний, когда ни один объект не мог быть принят на вооружение, если он не прошел с положительными результатами все районы с экстремальными условиями эксплуатации в разных климатических зонах и географических районах Советского Союза.

В этот период появляются новые образцы танков, САУ и бронетранспортеров, в связи с чем основной объем работы Полигона составляли государственные, полигонные испытания опытных образцов БТТ, их основных приборов и систем, а также гарантийные испытания принятых на вооружение образцов.

6 00 0012

Испытания АСУ-57 в горных условиях.
Колонну ведет Л.Т. Сукочев

Как результат, на вооружение Советской Армии были приняты танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, ПТ-76, ПТ-76Б, Т-10, Т-10М, самоходные установки СУ-122, ИСУ-152М, бронетранспортер БТР-60П, БРДМ и другие специальные объекты (тралы, тягачи, переправочные средства). 

6 00 0007 

Тяжелый танк Т-10М 

Бурный рост науки и техники, новые открытия затронули все области техники, включая и танкостроение. Научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и танковые заводы, используя современные достижения, искали пути повышения основных боевых свойств танков, разрабатывали новые конструкции их отдельных систем и агрегатов.

Потребовалось большое число всевозможных конструкторских решений в виде новых систем вооружения, силовых установок, силовых передач и движителей, приборов управления огнем, что предъявляло серьезные требования к сотрудникам-испытателям и исследователям.

Необходимо было объективно оценивать поступающие новшества с целью выбора наиболее рациональных решений. В рассматриваемый период необходимо было решать вопрос о типе вооружения танков – ствольное или ракетное, о перспективности тяжелых танков, артиллерийских самоходных установок, о количественном составе экипажа и его размещении в танке. Необходимо было оценить и сделать свой выбор новых конструкций – воздушной подушки, колесно-гусеничного или многогусеничного типа движителя, возможности и необходимости переменного клиренса и внедрение целого ряда других новшеств.

Слабым звеном в системе испытаний и исследований Полигона в эти годы было отсутствие специальных испытательных сооружений, оборудованных грунтовых трасс для ходовых испытаний, трасс с твердым покрытием, оборудованных стрельбищ, закрытого бронетира, танкодромов.

В связи с этим на Полигоне принимаются кардинальные меры по восстановлению, дальнейшему развитию и совершенствованию лабораторной базы.

Была проведена глубокая реконструкция стендового оборудования для испытаний силовых установок (созданы моторные стенды для исследований поршневых двигателей большой и малой мощности, стенды для исследования топливоподающей аппаратуры, масляных и топливных фильтров, в 1955 году создаются безгусеничный и универсальный стенды).

6 00 0011

Стенд испытаний механических трансмиссий
Слева направо: Лукьянов А.И., Кочегаров П.П., Никулин Е.Г.

Создаются и модернизируются ряд стендов для исследования трансмиссии: универсальный стенд для испытаний механических трансмиссий и приводов управления, стенд для испытаний и исследований гидромеханических трансмиссий, уникальный стенд для исследований торсионных валов, стенды для исследований траков, катков, амортизаторов.

6 00 0010

Лаборатория исследования стабилизаторов танкового вооружения (1948 год)

Продолжено создание лабораторной базы по обеспечению исследований и испытаний принципиально новых видов оружия танка и его систем.

Были приобретены и установлены:
- радиотелеметрическая станция РТС-6;
- кинофототеодолитные станции и фоторегистрирующие устройства для внешнетраекторных измерений;
- фоторегистрирующая аппаратура для скоростных процессов;
- электронно-вычислительная машина “Минск”;
- аналоговые математические машины (МН, ЭМУ);
- сейсмические станции для измерения колебаний грунта от движения бронеобъектов;
- киноаппаратура, переоборудованная для съемки стабилизированного оружия;
- комплексы оптико-физических приборов для светотехнических измерений, проводимых при исследованиях дневных и ночных приборов наблюдения и прицеливания.

Развертывается строительство испытательных сооружений: здания для размещения лаборатории климатической и снаряжательной позиции, пяти кирпичных зданий для размещения кинотеодолитов и фототеодолитов, шести зданий для размещения аэрофотоаппаратов, двух зданий для размещения фоторегистрирующих установок и др.

Лаборатории испытания брони и бронеконструкций оснащаются современными измерительными устройствами и установками для испытаний и определения химического состава, твердости, усталости и других характеристик брони.

Глубина мишенного поля возрастает с 2000 м до 4000 м. На нем строятся испытательные (стандартные) трассы. Танковая директриса оборудуется железобетонными позициями, укрытиями, командной вышкой.

В 1955 году вводятся в строй стенды для испытаний генераторов, приобретаются приборы для измерения электрических помех радиоприему и напряженности электрического поля и др. В 1961 году завершается работа по строительству бронетира и вводится в эксплуатацию его новый комплекс в составе:
- осколкоулавливателя;
- грузоподъемного мостового крана на 75 т;
- командного пункта;
- парка-хранилища для артсистем и объектов;
- огневых позиций и т.п.

Совершенствуется лабораторная база отделов опытного хранения и войскового ремонта.

В 1955-1956 гг. личным составом был построен и введен в эксплуатацию водоем площадью 36000 м2 с земляной плотиной и водосбросом.

6 00 0008

Начало строительства водосброса гидротехнического сооружения «Большой водоем» (лето 1956г.)

Технический проект плотины водоема и водосброса был разработан сотрудником Полигона Сидоровым С. И. Введена в строй 25-км грунтовая испытательная трасса с искусственными препятствиями.

6 00 0009

Памятный знак в ознаменование окончания строительства гидротехнического сооружения «Большой водоем» (1957г.)

 

6 00 00091

Памятный знак в наше время.

От уровня подготовки специалистов, особенно высшей квалификации, зависит и уровень исследований. На Полигоне налаживалась система подготовки научных кадров. Если в период 1951-1955 годов сотрудниками Полигона защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, то в период 1956-1960 годов – уже 23.

Кроме конкретных испытательных работ перед Полигоном начали ставиться более широкие вопросы: "Каким должен быть современный танк?", "Не потерял ли танк своей актуальности в связи с появлением ядерного оружия?", "В каком направлении должно развиваться танкостроение?".

Эти вопросы могли быть решены лишь в результате серьезных научных исследований во всех организациях, причастных к разработке и производству оборонной техники. К такой работе начал привлекаться и Полигон. Тематика работ Полигона стала предусматривать участие в комплексных научно-исследовательских работах по определению направлений развития танкостроения, по разработке тактико-технических требований на проектирование новых боевых машин. 

 

В статье использованы материалы из книг:

"75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники"/ 38 НИИИ МО РФ / МЕГАЛИОН, 2006

"85 лет Наука. Практика. Результат./ 38 НИИИ МО РФ, 2016

 

 

38-й ордена Октябрьской революции Краснознамённый НИИИ им маршала бронетанковых войск Федоренко Я. Н.

^ Наверх