Великая Отечественная война потребовала от коллектива Полигона коренной перестройки всей его работы.

Часть инженеров-испытателей ушли на фронт. В октябре 1941 года по решению Советского правительства основной состав Полигона был эвакуирован под г. Казань. Поэтому в течение 1942 года и первой половины 1943 года испытательные и исследовательские работы Полигона проводились под Казанью и в Кубинке.

Коллективом Полигона проводилась большая работа по обучению и переподготовке рядового, сержантского, технического и командного состава Красной Армии.

6 00 00051

Группа офицеров-испытателей Полигона при проведении гарантийных испытаний танков Т-34

За годы войны прошли обучение и освоение новых образцов отечественной и зарубежной бронетехники более 200 тысяч офицеров, сержантов и солдат, в том числе личный состав 3-го Уральского танкового корпуса, 5-го и 8-го механизированных корпусов, пяти воздушно-десантных дивизий, трех мотострелковых бригад, 1-ой танковой бригады, четырех танковых полков.

К осени 1941 года Полигоном были изданы справочники по основным образцам немецких танков Т-I, Т-Ia, Т-Ib, Т-III, Т-IV с анализом и показом их слабых и уязвимых мест. Помощь войскам была оказана также выпуском хорошо иллюстрированных памяток и инструкций по борьбе с немецкими танками. Всего за годы войны было выполнено 86 работ по испытаниям трофейной техники.

С конца 1942 года увеличилось число испытаний иностранной техники, поставляемой по ленд-лизу. Кроме того, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета обороны, были введены гарантийные испытания, что также привело к увеличению объема испытаний.

6 00 0004 

 Трактор «Ворошиловец»

Разработанный типаж ТРМ постоянно развивался в годы Великой Отечественной войны. К концу войны он включал в себя шесть образцов: походную мастерскую типа «А», походную мастерскую типа «Б», тепловую мастерскую, мастерскую для ремонта электрооборудования и зарядки аккумуляторных батарей, мастерскую для ремонта вооружения и топливной аппаратуры, силовую мастерскую.

6 00 0003

Испытание минных тралов 

В качестве базы для мастерских периода войны использовались шасси колесных машин народного хозяйства: ГАЗ-2А (ГАЗ-3А), ЗИС-5 (ЗИС-6).

Автомобили ГАЗ-2А и ЗИС-5 имели один ведущий мост, грузоподъемность 1,5 и 3 тс соответственно, скорость движения по шоссе от 40 до 50 км/ч, запас хода от 220 до 240 км. Эти характеристики автомобилей не в полной мере отвечали требованиям к подвижным мастерским, особенно по проходимости и запасу хода, но других базовых машин в нашей стране в тот период не было. При движении по грунтовым дорогам мастерские отставали от обеспечиваемых формирований на значительное расстояние и не всегда могли вовремя приступить к ТО и ремонту вышедших из строя танков.

В работе Полигона довоенного и военного периода большое внимание уделялось обеспечению войск подвижными средствами эвакуации БТТ.

В первые годы Великой Отечественной войны эвакуация танков с поля боя производилась специальными армейскими гусеничными тракторами «Коминтерн», «Сталинец-2» (ЧТЗ-С2) и «Ворошиловец». 

6 00 0005

Трактор «Сталинец-2»

В ходе войны выяснилось, что тракторы, как тяговые и буксировочные средства, по своим тактико-техническим характеристикам не могут обеспечить своевременную эвакуацию всех типов БТТ. По разработанным сотрудниками отдела ТТЗ в ходе войны был создан тягач Т-34-Т на базе танка Т-34 для эвакуации тяжелых танков. Бронированные тягачи на базе танков представляли собой новый класс эвакуационных машин, появление которого было продиктовано опытом восстановления танков в ходе боевых действий. Дальнейшее развитие и совершенствование технических средств эвакуации по инициативе отдела ремонта танков и САУ шло по линии создания и модернизации бронированных тягачей на базе танков.

Советское правительство высоко оценило работу коллектива Полигона. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1944 года группа его сотрудников была удостоена высоких Правительственных наград.

Приказом Командующего войсками Московского военного округа № 0270 от 16 августа 1945 года НИАБТ Полигону присваивается закрытое наименование – в/ч 68054. 

 

В статье использованы материалы из книг:

"75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники"/ 38 НИИИ МО РФ / МЕГАЛИОН, 2006

"85 лет Наука. Практика. Результат./ 38 НИИИ МО РФ, 2016

Справочник по военной технике и вооружению

^ Наверх